Пропаганда— это открытое распространение аргументов, взглядов, фактов с целью формирования общественного мнения.
Публицистика М. Е. Кольцова на страницах киевских периодических изданий
Киевский период публицистической деятельности М.Е.Кольцова является одним из этапов формирования его как политического журналиста. Но в политическую журналистику Кольцов пришел раньше, когда, оказавшись очевидцем событий Февральской революции, он стремился выразить свое мнение в печати. Будучи студентом, в 1916-1917-х годах он принимал участие в выпуске журнала «Путь студенчества». В этом журнале была опубликована беседа Кольцова с А. Ф. Керенским, который в тот период был депутатом Государственной Думы и возглавляя партию рабочих. Уже в это время, молодой и неопытный журналист попытался выразить свою точку зрения на политические события, при этом используя традиционный прием журналистики – интервью с непосредственным участником политической «кухни». Кольцова интересовало мнение Керенского об актуальных событиях – о «распутинщине» и министерской «чехарде». Михаил Ефремович публикацией этих и других материалов стремился донести свои мысли до студенческой аудитории, способствуя одновременно ее политической ориентации.
Весной 1917 года М. Е. Кольцов, восторженно принявший переворот и установление буржуазно-демократического строя, выпустил брошюру «Как Россия освободилась», в которой попытался проанализировать политику Временного правительства.
В большую журналистику М. Е. Кольцов вошел после Октябрьских событий. Его публицистика свидетельствует о том, что эти события внесли в сознание молодого журналиста состояние некоторой дезориентации. Кольцов находился в поиске себя в этом рухнувшем мире, но был готов разобраться в сложившейся обстановке. Он стремился понять, что делает новая власть, для чего она это делает и какие цели преследует.
В первые годы после установления большевистского строя во всех публикациях Кольцова присутствует политический анализ.
В середине 1918 года Кольцов отправился в оккупированный немцами Киев в составе советской дипломатической миссии Всероссийского кинокомитета Наркомпроса. Кольцов в этот период возглавлял отдел документальной хроники. Его командировка, цель которой заключалась в съемке мирных переговоров между Советской Россией и Украиной, по стечению обстоятельств затянулась. Кольцов остался в Киеве на год.
В Киеве в то время установилось спокойствие. В городе свободно выпускались десятки журналов и газет, работали киностудии, театры, собрания и клубы. В Киев, спасаясь от преследований большевиков, съехались известные режиссеры, актеры и другие деятели культуры. Наряду с промышленниками, священнослужителями, финансистами, представителями высших бюрократических кругов, дворянской аристократии приехали сотни издателей, редакторов, журналистов.
Деятельность М. Е. Кольцова в 1920-е годы
В феврале 1919 года Киев, после очередной смены власти, стал столицей второй Украинской советской республики. Петлюровцы, вытесненные красными партизанами, оставили город, надеясь на скорое возвращение. Правительство возглавил Х. Г. Раковский, который недавно возглавлял советскую делегацию. В городе снова открываются различные студии, театры, начинают выходить журналы и газеты. Украинское телеграфное агентство в течение суток было реорганизовано в бюро печати. Началось создание пропагандистского и информационного аппарата. Бюро, выбирая максимально эффективные формы агитации, приступило к выпуску газет с изложением событий дня и плакатов с иллюстрированными стихами.
В такой обстановке М. Е. Кольцов принимает решение вернуться к журналистской работе, которую он прекратил в период нахождения в Киеве отрядов С.Петлюры. Кольцов, в отличие от многих деятелей культуры, которые скрывались в Киеве и после падения режима Скоропадского покинули город, остался на Украине. Он стал первым, кто начал создавать агитационный аппарат советской власти. Очерки, фельетоны, этюды Кольцова снова появились в печати, но носили уже большевистский характер. Кольцов с этого момента окончательно перешел на сторону большевиков.
Публикации М. Е. Кольцова на страницах советских изданий не были уже столь откровенными. На переднем плане оказались подвиги и заслуги новой власти, ее лидеров. В этих произведений не было ни слова о критике. Кольцов, принимая участие в создании большевистских газет, призывал своих коллег воздействовать на массовую аудиторию, используя самый сильный, по мнению журналиста, жанр – фельетон.
С этого момента Кольцов, как бы власть на Украине не менялась, всегда оставался на стороне большевиков. С наступлением добровольческой армии А. И. Деникина советские войска отступили, большевистские организации приняли решение эвакуироваться из города. Украину покинул и Кольцов. В своем очерке «Лента» он говорит о том, как воспринял такое «бегство» большевиков.
В Петрограде Кольцов работает в НКИД в отделе печати. В этот же период он публикует свои произведения в «Правде». В июле 1920 года Кольцов получил редакционное удостоверение корреспондента газеты на Юго-Западном и Западном фронтах.
Деятельность Кольцова в 1930-е годы
В 1930-е годы М.Е.Кольцов стал ведущим пропагандистом достижений большевистского строя внутри страны и за рубежом. Этот период стал одним из наиболее сложных периодов советской истории. Отечественная журналистика, которая играла роль рупора пропаганды, стала проводником идей советского строя. СМИ были централизованной структурой, основная задача которых – внедрение лозунгового мышления для воздействия на массы.
Кольцов в этот период публиковал в «Правде» и других изданиях фельетоны, статьи, репортажи, очерки на злободневные темы. Чаще всего в своих выступления Кольцов поднимал общественные и политические проблемы. Он находился в непрерывном поиске оптимальных путей утверждения ценностей социалистического строя в глобальных масштабах. В этот период были опубликованы его путевые очерки:
- «В гости к чужим»,
- «Перелет»,
- «Вместилище спокойствия»,
- «На краю света».