Качественная пресса – это солидные журналы и газеты, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания.
Отличие качественной прессы от желтой
Сегодня очень актуальной является проблема сосуществования качественной и желтой прессы. Борьба между этими разновидностями прессы идет постоянно. Качественные издания имеют ясное представление о своей аудитории, в то время как стремление желтой прессы – стать прессой для всех. Качественная пресса – это не просто продавец, распространитель информации, но и эффективный инструмент влияния. Качественная пресса старается сформировать информационное поле путем оказания воздействия на структуры, которые принимают решения в разных общественно-политических сферах. Самыми распространенными визуальными средствами выразительности в качественной прессе являются информационное сообщение и световое пятно – подписи семантической группы, «рекламирующие» текст и привлекающие к нему внимание. В желтой прессе распространены такие визуальные средства выразительности, как описание, повествование, информационное сообщение, то есть подписи автосемантической группы. Это связано с тем, что желтая пресса стремится обратить внимание читателя на фото, а не на текст. Желтая пресса «всеядна», так как она, прежде всего, опирается на те особенности читателя, которые не связаны с его специфическими (политическими, мировоззренческими, профессиональными) характеристиками.
Желтая пресса делает бизнес непосредственно на прямой продаже информации.
Поэтому для увеличения объема продаж ей необходимо соответствующее оформление, «упаковка». Этим обусловлено внимание желтой прессы к криминальной тематике, массовой культуре, происшествиям, а также соответствующий дизайн журналов и газет, включая иллюстративный ряд (для желтой прессы характерен избыток карикатур и фотоиллюстраций). Самыми популярными рубриками желтой прессы являются ошибки и промахи звезд, самые громкие скандалы, вечеринки, свадьбы, разводы и т.д. Главная суть таких рубрик – большой разворот с фотографиями и подписями без сопровождающего текста, так как желтая пресса в первую очередь стремиться обратить внимание читателя на фото, а не на текст. В данном случае подписи к фото становятся искусством, поэтому в прессе работают люди, занимающиеся этим профессионально. Просто прокомментировать фотографию недостаточно, необходимо это сделать интересно, чтобы вызвать у читателя эмоции. Для этого часто используются вымышленные цитаты, игра слов, каламбуры.
Особенности качественных изданий
Понятие качественности издания относительно, так как точно определить, является то или иное издание качественным или некачественным можно только в процессе его сравнения с другими изданиями. Раньше понятие качественности не опиралось на научно сформулированный ряд критериев. В национальном рынке печатных изданий было несложно понять, какое издание более высокого качество, а какое менее. Качество газеты всегда отражалось в качестве бумаги и печати, а также в цене. Качественные издания могли себе позволить состоятельные люди. То есть качественные издания предназначались для элиты, для привилегированной части общества.
Качественная пресса предполагает совершенно особое отношение к реальной действительности. Такие издания, если сравнивать с массовой прессой, по-другому вписываются в рамки социальных отношений. В первую очередь качественные издания являются инструментом анализа и информирования. А картина мира, созданная ими, выдает рационального критика, беспристрастного наблюдателя, энергичного посредника между обществом и властью, коммуникатора, который способен оперативно организовать информационный обмен между разными социальными группами.
В качественной прессе повестка дня формируется главным образом из проблем, имеющих общественное значение.
На первом плане оказывается функция информирования о событиях и аналитическая функция. Что касается отношений качественной прессы с аудиторией, то здесь исключено менторство и диспозиция «субъект – объект» или «учитель-ученик». Читатель является равноправным социальным субъектом, который участвует в культурной, экономической и политической жизни страны. В качественном издании информационное пространство предназначено для диалога, где допускается свободное, но аргументированное высказывание участников. В связи с этим в информационном пространстве качественных изданий четко разделяются анализ, факт и комментарий.
Для качественного издания категорически неприемлема ангажированность. Аудитория качественной прессы отличается высоким социальным статусом и высоким уровнем образовании.
Качественные издания как правило имеют строгий стиль оформления. В них размещается реклама респектабельных фирм и дорогих товаров.
Основными критериями качественного издания являются:
- Анализ и информирование как основные функции издания;
- Основу повестки дня составляют общезначимые темы;
- Отношения с читателем «субъект-субъектные»;
- Отсутствие ангажированности;
- Разделение факта, комментария и анализа;
- Строгость оформления;
- Аудитория – люди с высоким уровнем образования и имеющие высокий социальный статус;
- Размещение рекламы дорогих товаров.
Еще одной чертой качественного издания является высокий профессионализм сотрудников. Особенно заметным и важным он становится в материалах о политике, так как требует «ролевой гигиены». Ни одно качественное издание не может обойтись без политической тематики, которая составляет основу повестки дня. На страницах прессы политика является экстрактом политического дискурса, так как она, будучи оформлена печатным словом, в основе должна иметь речевой акт политического субъекта.
Долгое время образцом качественной газеты была лондонская «The Times», ориентированная на круги политической и государственной элиты, верхушку интеллигенции, представителей бизнеса.