Food-журналистика – это тематическое специализированное направление в массмедиа, которое сочетает в себе гастрономический и кулинарный аспект и транслирует аудитории информацию о традициях, способах приготовления пищи, ее подаче, культуре питания в целом.
История становления food-журналистики
Питание и культура всегда были связаны между собой. Культура влияет на образ жизни, формирует потребительские модели, меняет систему питания в целом. Современное общество проявляет к гастрономии большой интерес.
Средства массовой информации накопили довольно большой опыт в освещении вопросов, связанных с традициями приготовления и подачи пищи. Новые направления food-журналистики опираются на предшествующий опыт, основываются на специфике восприятия темы гастрономии и кулинарии разными поколениями в разных культурных сообществах.
В научных публикациях используются и часто смешиваются разные определения:
- Гастрономическая журналистика;
- Кулинарная журналистика;
- Ресторанная журналистика;
- Food-журналистика;
- Журналистика здорового питания.
Кулинарная журналистика – это публикации, рассказывающие о способах приготовления блюд.
К гастрономической журналистике относятся публикации на тему эстетики подачи блюд и культуры питания.
Food-журналистика – это универсальное понятие, которое объединяет в себе разные направления, связанные с питанием.
Основой для формирования food-журналистики стало возникновение специальных руководств и сборников. В конце 14 века в некоторых европейских странах появились «кулинарные собрания» - сборники рецептов. В 17-18 вв. стали появляться кулинарные книги, основанные на рецептах блюд королевских и знатных семей. Первые упоминания о кулинарии в России можно встретить в летописях 11 века. Один из самых ранних российских кулинарных сборников «Книга во весь год, что в столы яству подают» датируется концом 15 - началом 16 века и является дополнением к «Домострою».
В 19 веке стало появляться большое количество публикаций по кулинарии, но большинство из них являлись переводами иностранных сборников.
Появление публикаций в СМИ стало следующим этапом в развитии food-журналистики. Зачастую это были перепечатки из кулинарных сборников.
Отечественные печатные издания публиковали отрывки из кулинарных сборников отечественных и иностранных авторов. Популярностью пользовались книги «Подарок молодым хозяйкам» (Е.Молоховец) и «Ручная книга русской опытной хозяйки» (Е.Андреева). Эти книги оказали влияние на культуру питания в России.
Современная фуд-журналистика
В 20 веке популярностью у аудитории пользовались специализированные издания. В современной журналистике наметилась новая тенденция – слияние food-журналов со стилевыми.
В отечественной прессе модель food-журналистики несколько отличалась. В 1830 году к «Литературной газете» стало выпускаться приложение «Записки для хозяев», в котором размещались советы по кухне и домоводству, в том числе и рецепты. Позже появились специализированные женские журналы, но по-прежнему оставались популярными приложения с кулинарными рецептами. Так сложилась модель размещения публикаций food-журналистики, которая была представлена в соответствующих рубриках газет и журналов, в приложениях и в специализированных изданиях.
Эта же модель в советский период использовалась в массовых журналах, таких как «Работница», «Крестьянка», «Советская женщина» и т.д. Популярностью пользовались радиопередачи, посвященные этой тематике. Социально-экономические особенности страны обусловливали некоторые ограничения публикаций на гастрономическую и кулинарную тему. В 80-90-е годы особенно популярной была так называемая «экономная кулинария». Большинство изданий адаптировали кулинарные рецепты, исходя из уровня доходов населения.
Гастрономическая тематика часто встречается на страницах современных женских и мужских журналов, например «Cosmopolitan», «Elle», «Men’s health».
Аудитория специализированных изданий food-журналистики делится на два типа: домохозяйки и люди, которые интересуются гастрономией как бизнесом и культурой.
Специализированные телепередачи в России долго время отсутствовали в связи с продовольственным кризисом. Кулинарная тематика ограничивалась зарисовками и лайфхаками в культурно-просветительских передачах. Передачи food-тематики на отечественном телевидении стали появляться в начале 2000-х годов. Первой такой передачей стал «СМАК», ведущим которой был Андрей Макаревич. Затем появилось множество телепроектов, зачастую скопированных с зарубежных образцов:
- «Кулинарный поединок», «Званный ужин» с К.Цзю;
- «Едим дома» с Ю.Высоцкой;
- «Голодные игры», «Рецепт на миллион» с Д.Назаровым;
- «Время обедать» с Н.Королевой и т.д.
Отдельно следует выделить этап развития food-журналистики, когда стали появляться отдельные тематические телеканалы: «ЕдаТВ», «КухняТВ», «Телекафе», «Магия Кухни» и т.д.
Современная food-журналистика развивается и в онлайн-медиасреде. Большая часть интернет-ресурсов, посвященных этой теме, прошли путь от пассивной подачи материала до интерактивной, нацеленной на взаимодействие с пользователем. Все офлайновые издания, радио- и телепередачи food-тематики имеют онлайн-представительства. Это необходимо, с одной стороны, для привлечения разных целевых групп, с другой – такой контент завоевал высокую популярность у зрителей и читателей.
Освоение пространства публичных мессенджеров, пабликов стало важным этапом в развитии food-журналистики и food-блогерства. Современный темп жизни, краткость, доступность информации, чтение во время движения привлекают аудиторию, специалистов по food-журналистике, блогеров к этим ресурсам, являющимся одним из типов социальных медиа.
Еще одним ведущим направлением в настоящее время является видеоблогерство, которое стало самостоятельным медиаявлением и активно развивается в общем информационном контексте. Благодаря платформе YouTube начался новый этап развития food-журналистики.