Беседа – это один из жанров журналистики, имеющий форму диалога (полилога).
Отличия беседы от интервью
Наряду с интервью и опросом беседа является важным аналитическим жанром журналистики, который опирается на использование полилогического метода получения информации. Она широко используется в прессе. В некоторых случаях беседа отождествляется с интервью, однако подобное отождествление необоснованно, хоть эти жанры и имеют общие черты. К ним относится, например, двусоставность текста, т. е. одна часть текста принадлежит одному участнику интервью (беседы), вторая – другому. И в интервью, и в беседе есть обмен репликами, мыслями.
Но между беседой и интервью есть важное различие, которое заключается в роли журналиста. В роли интервьюера журналист только задает вопросы, а интервьюируемый на них отвечает. Основное содержание публикации и ее характер в интервью формирует интервьюируемый.
Журналист-собеседник – равноправный создатель будущего текста. В беседе идет равноправный обмен репликами, мыслями, суждениями, а интервью, осуществляется в вопросно-ответной форме.
Когда журналист берет интервью, он может только задавать направление размышлениям респондента. А характер содержания публикации определяют ответы интервьюируемого.
Участие в беседе двух или нескольких равноправных партнеров существенно повышает шанс объективного освещения темы. происходит это еще и в силу того, что журналист или остальные участники беседы могут находиться на особых позициях, которые будут ориентировать на освещение других качеств, аспектов, достоинств, недостатков, связей предмета обсуждения.
Таким образом, в беседе, в отличие от интервью, проявляется многостороннее видения предмета обсуждения, что существенно повышает объективность освещения темы.
Основные требования к этике ведения беседы
Журналисту в ходе сбора информации часто приходится решать этические проблемы для создания комфортных условий для общения с людьми, которые могут предоставить необходимую информацию или которые имеют доступ к документам. Успех общения зависит от множества факторов. Журналисту приходится приложить максимум усилий для того, чтобы вызвать расположение собеседника. На ход беседы способна повлиять любая мелочь – формулировка журналистом цели встречи, мотивирование собеседника, убеждение в том, что все опубликованные сведения будут правильно оценены и восприняты аудиторией и т.д.
Журналист каждый раз на основе эмоциональной и логической оценки определяет этичность своего вопроса, его уместность. Ему приходится учитывать весь комплекс информационного поля:
- Расположенность человека к беседе
- Обстановку, в которой будет проходить беседа
- Характер собеседника
- Профессиональные навыки собеседника
- Психологический настрой, мотивировку собеседника
- Представление о целях беседы.
Журналист должен быть аккуратным в формулировании вопросов. Этика ведения беседы предполагает выполнение и целого ряда самозапретов:
- Не затрагивать интимных сторон жизни собеседника
- Не вторгаться в ту область, где собеседник не компетентен
- Не злоупотреблять контекстуальными вопросами
- Не провоцировать собеседника на грубые, некорректные ответы и т.д.
Беседа считается этичной в том случае, когда журналист не задает вопросы, не входящие в компетенцию собеседника, не ставить провоцирующих вопросов, не вторгается в сферу личной жизни, не злоупотребляет контрольными вопросами, не унижает достоинство и честь собеседника, не выражает недоверия и т.д. Однако эти самозапреты не исключают активной позиции журналиста.
Журналист обладает эффективными, допустимыми нравственными нормами методами и приемами сбора информации. К ним относятся, например, стимулирование мнений, придание беседе полемической направленности, переключение внимания собеседника с него на другие события и объекты, стремление разбудить азарт рассказчика и т.д.
Следование этическим и юридическим правилам не исключает использование таких методов активного поиска информации, как «журналист меняет профессию» и «скрытая камера». Цель этих методов – наблюдать за источником, получить сведения, которые характеризуют человека или явление изнутри, в «естественных условиях».
Однако эти методы имеют существенные недостатки. Например, при применении этих методов журналист может нанести человеку или организации ущерб. Поэтому область применения данных методов ограничена.
Таким образом, профессионализм в деятельности журналиста определяется его навыками эффективного расспроса, умением вести дискуссии, владением техникой аргументации, умением оценивать собеседника по общению (читать мимику, позы, жесты), использовать приемы снятия эмоционального напряжения.
Профессиональная психологическая культура журналиста предполагает знание психологических закономерностей, которые определяют динамику психических процессов. Журналисту крайне важно при работе с людьми систематически накапливать знания, касающиеся вопросов общения, применять продуктивные новые практики социальной коммуникации, при этом сохраняя и развивая традиционные формы.
Первооснова профессионального общения - понимание языков, при помощи которых человек отправляет другому сигналы, видимые и невидимые, а также эмпатическое восприятие собеседника. Знание социального статуса собеседника, его социальных ролей помогает нейтрализовать психологические барьеры. Эмпатические способности журналиста, его ум, сопереживание, человеческие качества помогают ему раскрыть собеседника.
В общении с людьми журналист должен избегать двусмысленности, так как она может бросить тень на человека и подорвать доверие со стороны собеседника.
Основным ориентиром для журналиста в работе с источниками информации должно являться правило «Не навреди», а также внутренняя уверенность в позитивном исходе беседы.