Пресса — это совокупность массовых периодических изданий, печатных и электронных.
Характеристика аграрной прессы
На сегодняшний день аграрная пресса выполняет множество функций. Она ведет усиленную пропаганду современных приемов и технологий ведения хозяйства, а также не оставляет без внимания и частный сектор. Задача аграрной прессы заключается в том, чтобы сделать аграрный сектор привлекательным в первую очередь для простых людей. От интереса к отрасли зависит ее развитие.
На сегодняшний день в аграрном секторе существует множество проблем. Цены на аграрную продукцию часто неконкурентны по сравнению с импортными, развитие фермерства идет не такими темпами, как хотелось бы, так как для обустройства одного фермерского хозяйства требуется много вложений.
Современная аграрная пресса очень представительная – присутствуют журналы, газеты, бюллетени, альманахи т. д. Сельскохозяйственную периодику по характеру аудитории можно разделить на следующие группы:
- пресса для жителей села;
- пресса для дачников;
- пресса для всех – издания общего характера;
- издания для фермеров.
Для изданий, рассчитанные на сельских жителей, земледельцев, землевладельцев характерен общественно-политический уклон, однако в эту же группу можно отнести и большую часть отраслевых журналов. Эти издания выходят тиражом от 5 до 15 тысяч экземпляров. В них дается информация о специфике сезонных работы, публикуются материалы, призванные помочь в агрохимическом самообразовании, а также полезные советы.
Вторая группа изданий – рассчитанные на горожанина-землевладельца и земледельца за редкими исключениями дают сельскохозяйственную информацию практического характера, не связанную с текущей политикой. Такие издания подчеркнуто аполитичны, они носят исключительно «инструментарный» характер.
Для изданий общего характера, рассчитанных как на сельских жителей, так и на городских, характерно смешение сельскохозяйственного и общественно-политического уклона.
Фермерские издания выделяют в отдельную группу. В большинстве своем – это газеты, которые появились в процессе развития фермерского движения. Опыт изданиях таких газет труден и небогат. Подобная периодика достаточно отстранена от других аграрных изданий из-за экономических, хозяйственных и политических предпосылок.
Согласно характеру информации сельскохозяйственная периодика делится на следующие группы:
- Отраслевые издания
- Рекламно-информационные
- Общественно-политические
- Развлекательные.
Структура отраслевой аграрной прессы с советских времен практические не изменилась, так как ее основные представители выпускаются при поддержке Минсельхоза, а он, в свою очередь, сохранил традиции издания сельскохозяйственной периодики.
К отраслевой аграрной прессе относятся периодические издания общего содержания, журналы и газеты по животноводству, растениеводству, по электрификации, механизации, пчеловодству и экономические.
Очень широко представлены общественно-политические издания, так как часть аграрной тематики на себя взяла региональная пресса. Поэтому здесь можно сделать следующее разделение:
- Центральные аграрные периодические издания с общественно-политическим уклоном;
- Региональные издания, которые периодически затрагивают аграрную проблематику и имеют постоянные рубрики, ориентированные на дачников;
- Региональные агарные издания с общественно-политическим уклоном (городские, районные, областные);
- К общественно-политической аграрной периодике можно отнести фермерские издания.
К аграрным изданиям с рекламно-информационным уклоном относятся рекламно-информационные и рекламные издания, которые рассчитаны на сельских жителей и сельхозпроизводителей.
К развлекательным относятся женские, молодежные и детские издания. Они немногочисленны и чаще всего не имеют четко выраженного аграрного уклона.
В целом, вся аграрная периодика может разделяться по следующим признакам:
- По характеру информации;
- По характеру аудитории;
- По региону распространения.
- Особенности аграрной прессы
На типологический облик издания сильное воздействие оказывают социальные характеристики читательской аудитории. Сюда относится специализации по профессии читателей и роду их занятий. В связи с этим определяют типологические признаки специализированной сельскохозяйственной прессы – общероссийских и региональных изданий, ориентированных на работников сельского хозяйства. Сюда относятся многие районные издания, выходящие в сельскохозяйственных районах и большую часть своего объема предоставляющие публикациям на сельскохозяйственную тематику. В рамках этой тематики осуществляется дальнейшая, более узкая, специализация (издания для садоводов, огородников, дачников, фермеров).
Основная читательская аудитория для аграрного издания – это жители региона, на территории которого оно распространяется.
Если район имеет в основном сельскохозяйственную инфраструктуру, то интересы читателей будут сконцентрированы на аграрной тематике.
В районах с аграрной инфраструктурой средний возраст читательской аудитории выше, чем в «городских». И род занятий сельской аудитории тем или иным образом связан с сельским хозяйством.
Для того, чтобы тематика была освещена максимально качественно, журналисту необходимо владеть ключевыми приемами разных жанров и уметь использовать их преимущества в своей работе. По этому признаку тексты можно разделить на следующие группы:
- Оперативно-исследовательские – репортажи, интервью, отчеты;
- Оперативно-новостные – заметки;
- Исследовательско-новостные – рецензия, корреспонденция, комментарий;
- Исследовательско-образные – эссе, очерк, памфлет, фельетон;
- Исследовательские – статья, обозрение, письмо.
Главным источником информации при освещении сельскохозяйственной тематики является человек. Он с одной стороны является участником или свидетелем событий, поэтому является носителем информации об этих событиях. В то же время, человек является держателем информации о своем неповторимом внутреннем мире. Также человек является транслятором информации, полученной от других.
Особенность такого источника информации заключается в том, что он может открыться, а может не открыться для репортера. Поэтому качество материалов аграрных изданий во многом зависит от профессионального мастерства журналиста.