Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Значение семантики в порождении речи

Определение 1

Семантический аспект – это одна из сторон проблемы порождения речи.

Различие предметной отнесенности слов и их значений

В современной психолингвистике в ранг аксиомы (истинного исходного положения теории) возведено отличие предметной отнесенности слова и его значения, которое носит логический (металингвистический) характер.

Определение 2

Предметная отнесенность слов – это возможность потенциального отнесения слова к конкретному лицу, предмету, явлению, а также утверждение вхождения данного предмета в класс предметов, которые обозначаются данным словом.

Примером предметной отнесенности слов может считаться «отнесение» слова «экран» к тому экрану, на котором отображается данная статья.

Однако предметная отнесенность слов соответствует только одному компоненту связи значения (функции метки). Хотя этих компонентов всего выделяют три:

  • функция метки – знак обозначает предмет как целое со всеми его свойствами (как выявленными, так и не выявленными);
  • функция абстракции – знак обозначает свойство, которым является общим для тождественных предметов А, В, С;
  • функция обобщения – знак обозначает класс предметов.

Значение слова с психологической точки зрения представляет собой единство обобщения и общения, коммуникации и мышления. То есть мы используем слово для обозначения того, что в достаточной степени представляет нам интерес с точки зрения удовлетворения потребности в общении. К этому относятся элементы практической деятельности человека и общества, основанные, как правило, на полученной в прошлом опыте.

Семантические особенности непосредственно речевой деятельности

Однако следующий вопрос семантического аспекта порождения речи заключается в различных способах обозначения описанных выше элементов. Использование того или иного способа зависит от конкретных условий, которые сопровождают процесс общения. Для более детального рассмотрения данного вопроса следует обратиться к понятиям символьного и указательного полей, которые были введены К. Бюлером.

«Значение семантики в порождении речи» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Он показал, что, чтобы психологически охарактеризовать значения некоторых слов (в независимости от языка), достаточно непосредственно обратиться к коммуникативной ситуации (например, при характеристике местоимений). Однако есть и такие высказывания, где требуется привлекать дополнительный контекст.

Порождая речь, говорящий может оказаться в двух ситуациях, которые с психологической стороны полностью отличаются друг от друга:

  • первая ситуация заключается в потенциальном употреблении слова, то есть без наличия реального (материально осязаемого) предмета (например, «На это способен каждый человек»);
  • вторая ситуация заключается в актуальном употреблении слова, то оно относится к какому-либо определённому, конкретному предмету (например, «в комнату зашёл пожилой человек в чёрном костюме»).

А. А. Брудный отметил это явление и предложил использовать понятие «семантического потенциала», которое характеризовало бы первую ситуацию. Кроме того, он считал нужным противопоставлять друг другу два «семантических состояния» слова – системное (внеситуативное) и ситуативное, в каждом из которых конкретная реальная ситуация и вербальный контекст играют различную роль.

Соотношение реальной ситуации и вербального контекста

Вербальный контекст и реальная ситуация оказываются под воздействием определённых факторов. Объяснение и раскрытие механизмов действия этих семантических явлений структурированно приведено в двух наиболее популярных в настоящее время концепциях.

Автором первой концепции является Б. Малиновский, который обнаружил, что «первобытные» языки отличаются большим воздействием прагматического фактора (контекста ситуации) на интерпретацию речевого высказывания, чем современные европейские языки. На основе этого наблюдения Малиновский сделал вывод о том, что на более ранних этапах развития языков (в частности, словесного мышления и речи) участие прагматического компонента было более большим, чем на современных этапах.

Поэтому для характеристики определённого этапа в развитии языка предлагается использовать понятие «суждения восприятия» (или «чувственно-практические суждения»), которые основаны на личном опыте говорящего и передают пережиточные особенности его мышления.

Вторая концепция о соотношении реальной ситуации и вербального контекста представляет собой совокупность различных теорий значения, которые были разработаны в рамках бихевиористской (поведенческой) психологии. Отличительной чертой этих теорий является рассмотрение значения только с прагматической точки зрения, то есть как предрасположенную ответную реакцию.

Кроме того, к данной концепции в некоторой степени относятся различные неопозитивистские трактовки значения, которое понимают как систему действий по определению понятия, последствий использования знака и тому подобное.

Проблема значения и смысла слова

Проблема значения и смысла слова имеет прямое отношение к прагматической стороне проблемы значения при порождении речевых высказываний.

Смысл понимается как соотношение мотива и цели. То есть, если цель действия остаётся прежним, то смысл всё равно может измениться из-за изменения мотива деятельности. Таким образом, перенося эту конструкцию на речевую деятельность, можно сказать, что слово, которое характеризуется одним и тем же объективно-языковым значением, в каждом акте деятельности каждого носителя языка приобретает своё субъективное осмысление.

Кроме того, смысл представляет собой способ вхождения значения в психику человека. Значение предстаёт как объективное отражение окружающей действительности, которое не зависит от индивидуумов, а смысл определяет субъективное отношение человека к полученному из вне значению и определение его индивидуальной ценности.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot