Эльфрик — это англо-саксонский монах-бенедиктинец и один из крупнейших учёных-агиографов Англии.
Биография Эльфрика Грамматика
Эльфрик из Эйншама предположительно жил с 955 до 1010 года. Он был английским аббатом, а также непревзойденным плодотворным автором древнеанглийской агиографии, проповедей, библейских комментариев и других жанров. Также известны несколько других его имён и прозвищ - Эльфрик Грамматик (Ælfric the Grammarian), Эльфрик Серне (Ælfric of Cerne) и Эльфрик Гомилист (Ælfric the Homilist).
По мнению английского академика Питера Хантера Блэра, Эльфрик был «человеком, сравнимым как по количеству своих произведений, так и по качеству своего ума даже с самим Бедой Достопочтенным». По словам Клаудио Леонарди, он «представлял высшую вершину бенедиктинской реформы и англосаксонской литературы».
Эльфрик получил воспитание и образование в бенедиктинском старом монастыре Уинтон в Винчестере при святом аббате Этельвольде, который был там епископом с 963 по 984 года и оказал значительное влияние на лингвистические воззрения Эльфрика. Этельволд продолжал традицию Дунстана в своем правительстве аббатства Абингдон, и в Винчестере он продолжал свою активную поддержку Английской бенедиктинской реформы. Кажется, он действительно принимал участие в преподавательской деятельности аббатства.
Эльфрик в 971 году стал монахом в бенедиктинском монастыре Эбингдона в Оксфордшире. Через шесть лет епископ Винчесетра Эльфнах отправил Эльфрика, который закончил своё аббатство и приобрёл некоторую репутацию учёного, в Корнеллский монастырь (Серне), чтобы он обучал монахов. 987 год считается одной из важнейших дат во всей жизни Эльфрика.
По-видимому, именно в Серне, частично по желанию Этельберда, он запланировал написание двух серий своих английских проповедей. А в 1006 году он стал первым аббатом в новом, Эйнсхэмском монастыре. Последнее упоминание об Эльфрике относится к его завещанию, которое, вероятно, имело грамматический характер и датировалось примерно 1010 годом.
Уже в девятнадцатом веке Эльфрик рассматривался в качестве одного из отцов англо-саксонской литературы и письменности. Даже в его честь в 1842 году в Великобритании было основано Общество Эльфрика (оригинальное название – «Aelfric Society»).
Научная деятельность Эльфрика
Эльфрик был добросовестным монахом, который оставлял будущим книжникам инструкции об их осторожности. Он требовал от них тщательного копирования своих работ, поскольку не хотел, чтобы его работы содержали слова научные, приносящие спасение, но при этом омраченные введением неортодоксальных отрывков и ошибок писца.
Однако на протяжении веков проповеди Эльфрика подвергались угрозам и опасностям со стороны разбойничества викингов и банального человеческого пренебрежения. Примером последнего является Великий лондонский пожар, который произошёл в 1666 году и опалил или уничтожил около 1000 бесценных древних произведений.
Эльфрик считался самым плодотворным писателем на древнеанглийском языке. Его главная тема - Божья милость. Например, в «Для Пятидесятницы воскресенья» он пишет: «Любовь, которая любит Бога, не праздна. Вместо этого она сильна и всегда совершает великие дела. А если любовь не желает работать, то это не любовь. Божью любовь нужно видеть в действия наших уст и умов и тел. Человек должен исполнить слово Божье с добротой».
Наиболее значимыми трудами Эльфрика считаются следующие его работы:
- первый сборник гомилий (то есть проповедей, оформленных аналитически и экзегетически и включающих истолкование прочитанных мест Священного Писания) – он состоял из сорока проповедей, а его содержание представляло собой главные события христианства;
- второй сборник гомилий – в нём раскрывалась сущность христианской доктрины, описывалось учение о евхаристии, а также приводилась и обозревалась история христианства;
- «грамматика» (Grammar), «словарь» (Glossary) и «произношение» (Colloquy) – это три учебных пособия, которые были специально написаны для студентов, изучающих латинский язык; в частности, в своей «грамматике» Эльфрик перевел латинскую грамматику на английский, создав то, что считается первой местной латинской грамматикой в средневековой Европе; в его «словаре» слова расположены не в алфавитном порядке, а сгруппированы по темам; его «произношение» было призвано помочь студентам научиться говорить по-латыни с помощью руководства для разговоров;
- третий сборник гомилий - был создан в 996-997 годах, назывался «Жития святых» и представлял проповеди в форме некой ритмичной аллитерирующей прозе и в стихах;
- «Письма к монахам Эйсхэма» - были созданы Эльфриком в Эйнсхэмском монастыре.
Особое внимание со стороны лингвистов, изучающих развитие латинского языка в Европе и, в частности, в Англии, обращает на себя «Грамматика» Эльфрика. Далее будет описано её значение для средневековой Европы.
Влияние «Грамматики» Эльфрика для развития в Англии латинского языка
«Грамматика» была написана Эльфриком на своём родном (то есть английском) языке, хотя в ней он излагал сочинения, которые первоначально были написаны на латинском языке. Поэтому в то время труд Эльфрика был причислен к жанру перевода, который был им уже хорошо знаком. Однако в более поздние периоды правильным считалось бы причисление его работы к цитированию или компиляции.
«Грамматика» в наибольшей степени по сравнению с другими пособиями Эльфрика оказало влияние на распространении в Англии латинского языка. В XII веке в Англии насчитывалось почти три десятка школ, где преподавали латынь. Несмотря на то, что в центре внимания ученых стояли вопросы риторики, диалектики и другие явления латинского языка, ученики в школах активно дискутировали о принципах грамматики и правилах использования настоящего, будущего и прошедшего времён.
Благодаря достаточно простой, но от этого не менее серьёзной книге Эльфрика, широко распространённой как в Англии, так и за её пределами, средневековая Англия достигла очень высокого уровня знаний латинского языка.