Огам в Ирландии
Письменность в Ирландии – это система письма, сформированная на территории Ирландии.
Одними из наиболее древних средств фиксации и передачи информации были
- узелки;
- петроглифы;
- огамические знаковые системы;
- рунические знаковые системы.
Согласно кельтской легенде, огамическая система знаков была создана Огамой (Огмой), богом из клана Туатха. Огма отличался большими физическими возможностями, ловкостью, имел высокий интеллект, покровительствовал литературе и ораторскому искусству. В "Книге с Баллимота" указано на то, что именно Огма, очень искусный в знаниях языков и поэзии, был изобретателем огама; эти знаки предназначены для записей тайных речей, понятных лишь знающим, их берегут в секрете от бедняков и простых людей.
Рисунок 1. Огам. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Первое стихотворение, написанное на огаме на бересте посвящено Лугху, сыну Этлема. По мнению К. Марстрандер, огамическая письменность возникла в первых веках нашей эры в виде криптографии, основой был латинский алфавит. Эта система письма использовалась друидами в южной Галлии, и имела некоторое влияние на рунический алфавит.
Тем не менее, многие исследователи не согласны с данной позицией относительно происхождения огамической письменности. Если сравнить знаковую систему огаму с латиницей, то сходства практически отсутствуют. Однако с петроглифами "Каменной могилы" огам действительно имеет сходство.
Огам, как и руническая система письма делится на «семьи» – четыре группы по пять знаков, в основе их деления положена классификация деревьев и растений согласно их юридическому статусу и ранга в древнеирландским законам. Каждому знаку-символу огамической системы соответствует
- звук;
- растение;
- божество;
- стихия;
- черта характера.
Важно указать на то, что огамические символы применялись не только для письма, среди их функций была и прогностическая, предсказания будущего. Огамические знаки использовали также для гадания, что имеет сходство с чертами яо – "Книги перемен" – и руническими знаками.
Огам получил распространение в Ирландии и на западе древней Британии. Огамоподобные насечки на меловых плитках обнаружены Александром Кейллером при раскопках вблизи Виндмилл Хилл в Южной Англии. Они датируются 2200 до н.э. С этим мнением согласны далеко не все криптологи. Специалист по огам профессор университета Беркли Брендан О'Хейр считает, что появление огамических знаков можно примерно отнести ко второму веку н.э.
Первые памятники ирландской письменности пользователей огамическим письмом принадлежат к IV-VI вв. Старейшим сохранившимся манускриптом, написанным на древнеирландском языке, является «Книга Бурой Коровы» с ирландскими сагами, создание которой началось до 1106 г
Проблема формирования письменности в Ирландии
Не менее значимой сферой быта Ирландии была культура. Оставаясь долгое время изолированным вследствие географического расположения, население острова сохранило свою собственную культурную традицию, тесно переплеталась с языческой кельтской религией. Такая ситуация позволила ей стать достойным конкурентом, когда в IV в., в результате миссии св. Патрика на остров пришло христианство. При таких обстоятельствах процесс христианизации Ирландии был отличным от аналогичного в континентальной Европе. Новая религия не заменила старую, а интегрировала ее, в результате чего появился феномен, который в историографии называется Ирландская, или Кельтская церковь, которая отличалась от ортодоксального христианства и просуществовала до начала эпохи викингов.
При таких обстоятельствах на острове викинги столкнулись с высокоразвитой культурной и мировоззренческой традиции и, постепенно интегрировавшись в жизни Ирландии, не могли не контактировать с ней. Обзор литературных памятников, как полагают многие исследователи, следует начать с исландских саг, а именно с касающихся исторического, а не мифического периода.
Саги записывались в условиях, когда христианская религия уже царила в Ирландии, однако ситуация эта кардинально отличалась от той, что царила в континентальной Европе. В то время, когда письмо так или иначе было монополизировано церковью, языческие или светские истории устной традиции крайне редко записывались в других странах Европы.
В самой же Ирландии церковь, а соответственно и литература контролировались семьями вождей. По мнению экспертов, эти вожди видели себя охранниками традиций дохристианской эпохи. Именно такая ситуация создала условия для развития письменных саг, что позволило не только сохранить традиции, но и развить этот жанр при христианской церкви. Ирландские поэты были известными не только в скандинавском мире, но и в Англии, куда они прибыли вместе с викингами.
Таким образом, мы можем увидеть, что ирландские саги возникли в качестве устного творчества и сохранились благодаря тому, что церковь находилась под влиянием местной элиты. Часто светский характер этих историй позволил им получить известность среди дворов не только скандинавских, но и английских и исландских королей. В свою очередь, ирландская литература стала единственным схожим с исландским примером в Европе того времени.
Ирландские мифы, и в частности королевский цикл, выросли из устной традиции и были записаны монахами в период становления христианской религии на острове. На первый взгляд, можно утверждать, что она испытала влияние со стороны традиции скандинавских саг.
Однако, некоторые убеждены, что такая идея ошибочна. Чтобы понять это, достаточно увидеть, в каких условиях находилась литература Ирландии в то время.
Еще в языческую эпоху в кельтских племенах сфера образования находилась в полной монополии местных жрецов - друидов. Они оберегали это право на учебу, поэтому строго соблюдались правила устного обучения. Такая традиция была характерна и для ирландцев. Любая запись легенд наказывалась законом, поэтому они передавались исключительно в устной форме.
Сами они появились настолько давно, что определить их происхождение невозможно. Однако мифы также сохранились благодаря церкви, которая, как уже отмечалось выше, имела особый статус. Итак, сходство между скандинавскими сагами и ирландскими легендами вызвано в первую очередь похожей историей происхождения, а не непосредственным взаимодействием викингов и ирландцев. Так или иначе, есть сведения о том, что ирландские поэты, как и скандинавские скальды, были популярны среди дворов королей викингов на острове. Так, можно привести пример Мак-Лига, поэта при дворе верховного короля Ирландии Бриана, который присутствовал на свадьбе Зигфрида, где оставался в течение года.