Текст — это человеческая мысль, зафиксированная на материальном носителе.
Понятие и сущность восстановления истории текста
Приступая к изучению внешней стороны какого-то определённого текста, необходимо подготовить конкретное объяснение того, почему изучаемый текст именно такой. Для этого необходимо заглянуть глубже во все детали, связанные с этим текстом. В первую очередь, это касается исторического пути, который он преодолел. Специально для решения этой задачи была сформирована отдельная дисциплина – текстология.
Текстология – это самостоятельная научная дисциплина, выделившаяся из филологии и занимающаяся изучением и восстановлением истории и судьбы текстов произведений, с целью их дальнейших исследований, публикаций, интерпретаций и т. д.
Восстановление истории текста предполагает тщательное, детальное исследование изучаемого текста, необходимо принимать во внимание каждую мелочь, поскольку всё это будет использовано для объяснения фактов изменения текста изучаемого произведения. В процессе проведения текстологических исследований следует руководствоваться следующим правилом любой следственной деятельности: «Чем бессмысленнее и смешнее событие, тем с большим вниманием и старанием необходимо его изучить. А если в изучаемом деле имеется обстоятельство, которое вроде как осложняет его, то именно оно (если его разобрать и обработать) способно на всё пролить свет».
Комплексный характер восстановления истории текста
При этом нельзя говорить о том, что имеет место только узко текстологическое объяснение фактов изменения текста произведения. На самом деле данные объяснения могут быть выявлены во всех областях наук, которые изучают различные аспекты человеческой деятельности. Наиболее часто выделяют следующие виды объяснений:
- литературоведческие объяснения;
- исторические объяснения;
- психологические объяснения;
- объяснения, связанные с историей развития общественной мысли;
- объяснения, связанные с историей развития техники;
- объяснения, связанные с историей развития искусств и т. д.
Таким образом, чтобы восстановить историю текста произведения текстологу необходимо быть специалистом во всех перечисленных выше областях. Современная текстология требует привлечения и использования всесторонних знаний, что и обуславливает исключительную трудность данной дисциплины.
Особо стоит акцентировать внимание на литературной стороне изучаемого произведения, которая включает в себя его жанр, функциональный стиль, используемый автором художественный метод, цели создания и его идейную сторону. Учёт этих факторов позволит увеличить точность восстановления истории текста.
Конкретная судьба литературного произведения не может быть выявлена посредством использования механических подсчетов и схем. В связи с этим, чтобы полностью восстановить историю текста произведения, надо окунуться в историческую эпоху его создания. Это предполагает детальное знание произошедших в то время исторических событий, фактов классового строя того общества.
Кроме того, профессиональный текстолог обязательно вникает в психологию автора изучаемого текста, их идеологию и мировоззрение. Это даёт осознанное понимание причин допущенных ошибок и некоторых особенностей текста произведения. Необходимо изучить психологическую сторону не только автора, но и других лиц, участвующих в судьбе данного памятника: редакторов, переписчиков, заказчиков, читателей.
Характеристика деятельности текстолога по восстановлению истории текста
Максимальная задача текстологии заключается в стремлении к восстановлению полной и конкретной истории текста произведения. Однако по большей части полное восстановление является невозможным, поскольку текст памятника был распространён в большом числе списков, и поэтому текстолог не может быть наверняка уверен, что ему известны все списки с данным текстом.
Русский и советский литературовед и текстолог Сергей Михайлович Бонди (1891-1983 гг.) обозначил и другие задачи текстолога, которые должны быть решены для полного и достоверного восстановления истории текста:
- главная задача текстолога заключается в том, чтобы понять в памятнике все и осмыслить его форму;
- при работе с памятником текстолог должен повторять за его автором полный ход работы, воспроизводя в своём сознании в нужной последовательности все варианты, придуманные автором;
- если текстолог работает с беловиком, то надо просто прочесть его текст;
- если текстолог работает с черновиком, то необходимо развернуть его во времени, то есть найди последовательность в создании и уничтожении текста и установит окончательный вариант текста.
Текстолог в ходе своей текстологической деятельности по восстановлению истории текста должен придерживаться следующей последовательности:
- сначала необходимо установить историю создания текста на черновике;
- на основе установленной истории надо перейти к последнему законченному варианту текста;
- взять этот последний текст за основной.
Восстановление текстологом в своём сознании всего творческого процесса работы автором над изучаемым произведений представляет собой достаточно сложную задачу. При этом её сложность только увеличивается при изучении более древних памятников. В первую очередь, это касается средневековых произведений, которые характеризуются множественностью авторов, а также влиянием большого числа внешних обстоятельств (в том числе случайных) на протяжении нескольких столетий. Да и сам материал изучения значительно отличается от современных произведений.
Таким образом, текстолог, который занимается восстановлением истории текста, должен пройти по следам всей его истории, использовать имеющиеся черновики рукописи и по возможности воспроизвести в своём сознании весь ход его переработок. Это способствует более конкретному и точному пониманию изучаемого памятника.