Уровни языковой способности как уровни системы языка
Языковая способность – это языковой механизм речи, который характеризуется наличием некоторой структуры, поэтому её можно представить в виде определённой модели.
Причём модель языковой способности может отличаться в зависимости от принятой лингвистом парадигмы воззрений. Одним из основных способов рассмотрения языковой способности является способ репрезентации в ней языковой системы в целом.
Согласно данной позиции, принято следующее понимание уровня языковой способности.
Уровень языковой способности – это функциональная подсистема, образуемая связанными прескрипторными правилами элементами языковой способности.
Прескрипторное правило представляет собой требование, которое отражает в языке семантические отношения через направленное говорящему предписание об употреблении и сочетании элементов языковой способности. Под последними обычно рассматривают элементарные (неразложимые) единицы языка.
В соответствии с этим пониманием в языкознании распространён способ репрезентации, то есть переложения представления о языковой системе на представление о языковой способности. Основываясь на данном положении, некоторые лингвисты выделяют следующие уровни языковой способности:
- фонетический уровень – это подсистема, которой подчиняются работы артикуляционного аппарата человека и акустической восприимчивости речевой деятельности;
- лексический уровень – это подсистема, которая включает словарный состав используемого языка и сочетаемость и уместное использование слов в их контекстном употреблении;
- грамматический уровень – это подсистема, которую обычно рассматривают в качестве совокупности нескольких подуровней – морфологического (способность увязывать морфемы – корни и аффиксы – в одном целом слове), словообразовательного (способность учитывать правила образования новых слов на основе уже существующих), синтаксического (способность к правильному образованию предложений и словосочетаний).
Поскольку языковая способность характеризуется психолингвистической природой, то данное представление её устройства позволяет более развёрнуто представить психолингвистические механизмы речевой деятельности. А проекция структуры языковой системы на языковую систему даёт возможность качественно описать функционирование системы языка в речевом общении.
Уровни языковых способностей при усвоении языка
Понятие уровня языковых способностей широко распространенно в такой области языкознание, как преподавание и усвоение иностранных языков. Там принято рассматривать уровень языковых способностей как степень усвоения учащимся (учеником, студентом) иностранного языка. Этот показатель позволяет выявить их знания и скорректировать последующий процесс обучения.
Наиболее распространенными являются следующие уровни языковых способностей:
- уровень носителя языка – соответствует владению родным языком, который является первым и/или лучшим языком и языком формирования мышления, поэтому считается «идеальным» уровень; этот уровень для неродного языка может быть достигнут полным языковым погружением;
- уровень полилингва (билингв, трилингв и так далее) – соответствует знанию нескольких (двух, трёх или более) языков на уровне носителя;
- уровень беглого владения – соответствует свободному использованию языка, который обычно достигается его углублённым изучением;
- уровень опытного говорящего – соответствует владению такого объема лексики и грамматики языка, который позволяет вести общение в бытовой жизни;
- уровень элементарного владения – соответствует знанию отдельных простых и наиболее часто используемых слов.
В настоящее время уровень языковых способностей (в данном значении) является одним из ключевых показателей профессиональной компетенции.
Характеристика психолингвистических единиц
В современных психолингвистических концепциях, где отмечена близость интерпретации психолингвистических единиц и единиц речи, под психолингвистической единицей понимают речевое высказывание (как правило, предложение), в котором слово и слог совпадают с соответствующими единицами речи.
Таким образом, психолингвистические единицы реально реализуются в речевой деятельности. Следовательно, они непосредственно связаны с языковой способностью, если последнюю рассматривают в качестве модели психофизиологического механизма. Результатом этой связи выступает соответствие выделяемых видов психолингвистических единиц и уровней языковой способности.
С этой точки зрения принято рассматривать следующие уровни языковой способности и соответствующие виды психолингвистических единиц:
- мотивационный уровень языковой способности, на котором в качестве психолингвистической единицы рассматривают предложения, но в более широком неграмматическом понимании;
- семантический уровень языковой способности, на котором выделяют особую психолингвистическую единицу – функциональный класс (определённая последовательность слов в предложении);
- уровень последовательностей языковой способности, который представлен такой психолингвистической единицей, как слово (но не в семантическом, а в фонетическом значении);
- интеграционный уровень языковой способности, где основными психолингвистическими единицами выступают слоги, которые обрабатываются моторным механизмом кодирования и подвергаются звуковым оформлением.
Наряду с психолингвистическими единицами выделяют собственно лингвистические и собственно психологические единицы. В отличие от них психолингвистические единицы считаются функционально оперативными.
В настоящее время представленные выше аспекты психолингвистических концепций не являются общепринятыми и имеют статус гипотез. Поэтому рассмотренные гипотезы нуждаются в более детальной разработке и подтверждении.