Текстология – это дисциплина, изучающая историю возникновения и судьбу текста литературных художественных произведений.
Формирование русской научной текстологической традиции началось в XIX веке. Оно происходило на основе работ таких выдающихся учёных, как А. А. Шахматов, В. Н. Перетц, Н. С. Тихонравов. Позже их научные принципы были унаследованы и творчески развиты Б. В. Томашевским, Г. Г. Шпетом, Ю. Н. Тыняновым, Г. О. Винокуром, Н. К. Гудзием, С. М. Бонди, Д. С. Лихачёвым.
Развитие российской текстологии в дореволюционный период
Передовым центром проводившихся в России XIX века текстологических исследований литературных произведений была Петербургская академия наук, в рамках которой были сформированы две самостоятельные текстологические школы, которые возглавили известные российские филологи - В. Н. Перетц и А. А. Шахматов.
По сути эти школы были очень близкими – они обе занимались проблемами изучения текста, его истории и всех его изменений. Их различие заключалось в применяемой ими методике: В. Н. Перетц преимущественно использовал литературоведческие подходы, а А. А. Шахматов в основном опирался на материалы лингвистических наблюдений.
Считается, что Алексею Александровичу Шахматову (1864-1920 гг.), который был учеником Н. С. Тихонравова, принадлежит особый вклад в развитие отечественной текстологической науки. Помимо того, что он был главой выше описанной текстологической школы, к его заслугам в области текстологии можно отнести следующие достижения - он:
- стал основоположником отечественной текстологии как науки;
- заложил основы исторического изучения русского литературного языка;
- предложил к использованию приёмы изучения текстологически сложных памятников древнерусской литературы во всех видах, редакциях и изводах;
- разработал методики научного анализа летописного текста, в основе которой были заложены принципы историзма;
- осуществил большие по объёму исследования русских летописей и проблем русского и славянского этногенеза.
Другой видный русский текстолог начала XX века Владимир Николаевич Перетц (1870-1935 гг.) до переезда в 1914 году в Петроград, в связи с избранием его в Академию наук, работал в Киеве, где руководил методологическим «Семинаром по русской филологии». В. Н. Перетц стал автором единственного в дореволюционное время руководства по текстологии, которую он назвал «Из лекций по методологии истории русской литературы». В этой работе он привёл и разъяснил материалы для понимания нового метода, в основе которого было особое внимание к изучению «литературной истории» исследуемого памятника. Учениками В. Н. Перетца и продолжателями его научной деятельности были В. П. Адрианов-Перетц, С. Д. Балухатай, Н. К. Гудзий, И. П. Ерёмин.
Советский период в истории отечественной текстологической науки
Рубежным в истории отечественной текстологии (как и в целом в судьбе нашего государства) стал 1917 год. В стране появилось большое число новых читателей, которые нуждались в основных сочинениях писателей-классиков. Возникшая проблемная ситуация разрешилась благодаря национализации архивов и литературного наследия авторов XIX века, которая дала возможность не только перепечатывать, но и издавать новые материалы. Полномочия по реализации полномочий в данной области были предоставлены литературно-издательскому отделу Народного комиссариата просвещения.
Важнейшим этапом в развитии и интенсивной разработке теории текстологии стали 1920-е годы. В это десятилетие были сформированы основные термины и принципы текстологической науки. Тогда же было положено начало методической работе в её рамках. Кроме того, советский литературовед Б. В. Томашевский в своей работе «Писатель и книга. Очерк текстологии» впервые ввёл термин «текстология».
Одним из выдающихся отечественных текстологов, который занимался текстологическими исследованиями в то время, был Николай Кирьякович Пиксанов (1978-1969 гг.). Большинство результатов его исследований было представлено в монографии «Творческая история "Горе от ума"» - главной книге всего его творчества.
Н. К. Пиксанов стал одним из первых теоретиков, который рассмотрел творческую историю в качестве историко-литературной дисциплины, сформулировал её основные проблемы, задачи и принципы её изучения. А изучая методику изучения творческой истории, он придал ей научный филологический характер, а также освободил её от влияния формалистических, импрессионистских и эстетских трактовок.
Кроме того, Н. К. Пиксанов сформулировал новый тип литературоведческого исследования, который был назван телео-генетическим методом, он был посвящён «творческой истории» литературного произведения. Суть данного метода заключалась в том, что историк для полноценного понимания результатов процесса должен сперва изучить сам процесс. Тем самым «историк всё познаёт только исторически, диалектически, генетически».
Уже на раннем этапе становления отечественной текстологии новой литературы как науки проявилось её значительное достижение – вместо методики традиционного чтения контекста рукописи по словам или частям речи С. М. Бонди и Б. В. Томашевским была разработана методика осмысленного чтения.
1930-е годы были отмечены созданием на базе и в структуре Академии наук СССР центров текстологического изучения русской литературы: в Москве – Институт мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР, а в Ленинграде – Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом). В это время началась активная текстологическая и эдиционная работа, которая вылилась в массовой публикации различных книг, серий и собраний сочинений.
В качестве самостоятельной научной дисциплины отечественная текстология стала утверждаться в середине 1950-х годов, когда она пережила своё второе рождение, связанное с преодолением в литературоведении догматических и вульгарно-социологических тенденций. В первую очередь, это было связано с необходимостью развития текстологии новой литературы.
Окончательно механистическая теория была опровергнута Д. С. Лихачёвым, который выдвинул идею исторической жизни текста, что потребовало исследований его смысла и движений во времени. Позже его идеи были продолжены Л. Д. Громовой-Опульской, которая развила идею историзма как абсолютно универсального принципа текстологического исследования.