Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Супплетивизм в языкознании

Все предметы / Языкознание и филология / Супплетивизм в языкознании

Общая характеристика супплетивизма

Определение 1

Супплетивизм – это образование разных форм одного и того же слова посредством способов, характерных для данного языка.

Чаще всего среди способов используется применение другого корня, а также уникальное чередование корней. Образованная форма называется супплетивной формой или супплетивом. Корневые морфемы супплетивных форм не характеризуются формальной (фонематической) близостью, поэтому невозможно их объединить в одну морфему.

Термин «супплетивизм» произошёл от позднелатинского слова «suppletivus», которое переводится как «дополняющий», а тот в свою очередь образован от глаголов «suppleo», «suppletum», которые переводятся как «пополнять, дополнять». В современную речь термин «супплетивизм» ввёл немецкий лингвист Герман Остхофф в 1899 году в процессе исследования этого явления в индоевропейских языках.

Замечание 1

Таким образом, супплетивизм соединяет в одну грамматическую пару/ряд слова, имеющие разные корни/основы, но одинаковые лексические значения. Супплетивизм позволяет различать слова посредством грамматического способа различения значений.

Примеры супплетивизма

Супплетивизм существует более чем в 71 языке по всему миру. Эти языки из разных языковых семей: индоарийской, дравидийской, арабской, романской и т.д.

В русском языке существует супплетивизм следующих форм: форм единственного числа и множественного числа существительных (например, «человек – люди», «ребёнок – дети»); падежных форм личных местоимений (например, «я — меня, мне»; «мы – нас, нам»; «он, она, оно — его, ему, ее, ей» и т. п.); сравнительной степени прилагательных (например, «хороший – лучше», «плохой – хуже»); краткой формы прилагательного (например, «большой – велик»); * форм прошедшего времени глагола (например, «идти, идут, идущий - шёл, шла, шедший»).

Готовые работы на аналогичную тему

В русском языке общим правилом образования словоизменительной формы является образование от одного и того же корня (возможны различные видоизменения в морфемах слов, но при сохранении их формальной близости). То есть грамматические формы, перечисленные выше (число, падеж, сравнительная степень, краткая форма, время), одного и того же слова образуются однокоренными словоформами. Как примеры можно привести: «квартира – квартиры», «вы — вас», «жесткий – жёстче», «краткий — краток», «ходить — ходил».

Понятием супплетивизм также можно назвать некоторые случаи образования слов (а не форм слова), когда в данных случаях выражение соотносительных значений словами одного и того же корня характеризуется высокой регулярностью. Примерами этих случаев бывают пары:

  • видовые: «брать – взять», «класть –положить», «разложить – раскладывать», «перейти – переходить» (в сравнении с традиционными для русского языка видовыми парами с однокоренными глаголами: «делать – сделать», «решать – решить»);
  • глаголов, обозначающих однонаправленное и неоднонаправленное движение: «идти — ходить» (в сравнении «лететь – летать», «нести – носить»);
  • состоящие из количественного и порядкового числительного: «один – первый», «два – второй» (в сравнении «шесть – шестой», «семь – седьмой», «сто – сотый»).

Как правило, в большинстве языков мира существуют несколько слов, которые наиболее часто встречаются в супплетивных формах: глаголы «быть» - «я есть» (в английском, «be — am — is — are»), «идти» - «шёл» (англ. «go – went»), существительные (рус. «человек — люди», англ. «person — people»), местоимения (рус. «он — его», англ. «I — me»), наречия (рус. «хорошо — лучше», англ. «good — better») и др.

Неправильные формы и супплетивизм

Неправильной парадигмой называют ту, в которой производные формы слова не могут быть выведены простыми правилами из основной формы. Например, тот, кто лишь немного знает русский язык, может сделать вывод, что множественное число слова «мужчина» - это «мужчины», но не может сделать вывод, что множественное число слова «человек» - это «люди».

Изучающие английский язык осведомлены о существовании неправильных глаголах, но любая часть речи со словоизменением может быть неправильной. Для большинства синхронных целей - изучение первого языка, психолингвистика, теория преподавания языка - достаточно отметить, что эти формы неправильны. Однако историческая лингвистика стремится объяснить, как они появились, и выделяет различные виды нарушений, которые невозможно объяснить, в соответствии с их происхождением.

Большинство неправильных парадигм можно объяснить филологическими изменениями, которые повлияли на одну форму слова, но не на другую. В таких случаях исторические предшественники нынешних форм когда-то составляли правильную парадигму.

Особенности супплетивизма

Строго говоря, супплетивизм происходит, когда у разных видов лексемы (то есть с одной и той же лексической категорией) есть этимологически несвязанные основы. Термин также используется в более слабых смыслах, хотя и менее формально.

Термин «супплетивизм» также используется в более свободном смысле, когда между словами существует семантическая связь, но не этимологическая; в отличие от строгого смыслового смысла, они могут быть в разных лексических категориях, таких как существительное/глагол.

В современной синхронной морфологии иногда используется термин «слабый супплетивизм» в отношении наборов основ (или аффиксов), чьи чередования не могут быть объяснены текущими фонологическими правилами. Например, основы в паре слов «обязать/обязывать» связаны по значению, но окончательное чередование не связано с каким-либо синхронным фонологическим процессом. Это делает пару, кажется, супплетивной формой, за исключением того, что они связаны этимологически.

В исторической лингвистике «супплетивизм» иногда ограничивается ссылкой на этимологически несвязанные основы. В настоящее время использование термина «слабый супплетивизм» в синхронной морфологии не зафиксировано.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Владимировна Попова

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис