Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сравнительно-историческое языкознание. Компаративистика

Общее представление о сравнительно-историческом языкознании

Определение 1

Сравнительно-историческое языкознание – это область языкознания, в центре внимания которой находится родство между генетически связанными языками.

В международной лингвистике более распространённым названием сравнительно-исторического языкознания является «компаративистика», оно произошло от латинского слова «comparativus», которое переводится на русский язык как «сравнительный».

Считается, что главный предмет сравнительно-исторического языкознания – это установление соотношения между родственными языками и связанное с ним описание эволюции данных языков во времени и в пространстве.

Результаты исследований сравнительно-исторического языкознания, как правило, оформляются в сравнительно-исторические грамматики и этимологические словари.

В лингвистике принято сравнительно-историческое языкознание ставить в противопоставление таким разделам языкознания, как общее, нормативное и описательное (синхроническое). Хотя в целом ряде вопросов проявляется отчётливое взаимовлияние этих областей.

Замечание 1

Основным инструментом лингвистического исследования в рамках сравнительно-исторического языкознания является сравнительно-исторический метод.

История возникновения и развития сравнительно-исторического языкознания

Возникновение сравнительно-исторического языкознания как самостоятельного лингвистического направления принято связывать со знакомством в конце XVIII в. лингвистов Европы с древнеиндийским языком (санскритом). В то время отмечались некоторые сходства индийских слов с итальянскими и латинскими, насчёт чего Уильямом Джонсом были сделаны научные выводы. Их справедливость была доказана дальнейшим развитием науки.

В настоящее время широко распространено мнение о том, что основоположниками сравнительно-исторического языкознания являются трое учёных различных стран, которые в начале XIX века независимо друг от друга стали определять степень родственных отношений языков и достигли в этой области замечательных результатов:

«Сравнительно-историческое языкознание. Компаративистика» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • немецкий лингвист Франц Бопп (1791-1867 гг.) – сравнивая глаголы в санскрите, греческом, латинском и готском языках, сумел доказать декларативный тезис У. Джонса, что было изложено в масштабной работе - «Сравнительная грамматика индогерманских (индоевропейских) языков»;
  • датский учёный Расмус-Кристиан Раск (1787-1832 гг.) – собрал большое количество эмпирических данных, на основе которых было сопоставлено множество европейских языков (в том числе балтийский и славянский, но без санскрита);
  • российский языковед А. Х. Востоков (1781-1864 гг.) – стал первым, кто обратился к данным памятников мёртвых языков для их сравнения с фактами живых языков и диалектов, что было показано на примере славянского языка.

Благодаря проведённым этими учёными исследованиям сравнительно-исторический метод в языкознании был не только декларирован, но и продемонстрирован в его методике и технике. Это стало поводом для формирования в лингвистике самостоятельного направления исследований – сравнительно-исторического языкознания, в рамках которого работали большое число известных лингвистов. Результаты их исследований за более, чем двухсотлетний период были обобщены в схеме генеалогической классификации языков, непосредственно демонстрирующей родство между языковыми семьями и отдельными языками.

Сравнительно-исторический метод как основной инструмент компаративистики

Сравнительно-исторический метод рассматривается как комплекс взаимосвязанных приёмов и процедур историко-генетического исследования (то есть определения степени родства) языковых семей, групп и отдельных языков. Предназначение этого метода исследования заключается в установлении исторических закономерностей развития языков.

Сравнительно-исторический метод выступает в роли инструмента познания истории языков, что позволяет исследователям проследить диахроническую эволюцию генетически близких языков. Причём важным условием подобного изучения языков является доказательство общности их происхождения.

Основная же цель сравнительно-исторического метода сформулирована как воссоздание праязыка (точнее - модели праязыковых состояний) отдельных семей и групп родственных языков, распространённых по всему миру. В связи с этим важнейшей процедурой в рамках данного метода признаётся реконструкция первоначальных и промежуточных языковых состояний, которая осуществляется при помощи установления соответствий на всех уровнях языка.

Также благодаря этому методу возможным становится описание последующего развития и членения языковых семей на самостоятельные языки. В результате исследователи составляют сравнительно-исторические описания языков, которые входят в определённую генетическую (родственную) общность.

Замечание 2

В основе сравнительно-исторического метода лежит принцип ретрогностики, который представляет собой накопление знаний о предшествующих этапах исторического развития языков.

Поскольку сравнительно-исторический метод состоит из нескольких приёмов, среди них лингвисты выделяют ряд главных приёмов:

  • установление генетической и родственной принадлежности данных изучаемого языка;
  • создание моделей исходных праязыковых форм;
  • выявление времени и места возникновения и осуществления языковых явлений и состояний;
  • определение системы соответствий и аномалий на разных уровнях в сравниваемых языках;
  • генеалогическая классификация языков, предпринимаемая на основе полученных ранее данных.

Доминирующим в сравнительно-историческом методе выступает такой универсальный приём лингвистического исследования, как сравнение. Более конкретные и детальные приёмы и процедуры основываются на системном анализе. Всё это позволяет методу сравнительно-исторического языкознания доказывать на практике свою эффективность.

Дата последнего обновления статьи: 26.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot