Общее представление о способах представления знаний
Люди в процессе своей жизни приобретают ряд знаний (в том числе научных знаний). Их реализация, хранение и передача осуществляются при помощи языка. Следовательно, опыт развития человечества как такового, его науки и культуры демонстрирует, что всякое научное положение, гипотеза или теория не могут вне языка получить выражение, которое бы было доступно человеческому пониманию.
Человеческие знания формируются такими важнейшими языковыми единицами, каждая из которых выполняет свои, только ей присущие функции, как:
- слово – это языковая единица, которая выполняет номинативную функцию, то есть называет предметы, их свойства, качества, явления, действия;
- высказывание – это языковая единица, которая представлена в виде одного законченного предложения, содержащего утверждение или отрицание чего-либо;
- текст – это языковая единица, которая представлена в виде нескольких взаимосвязанных предложений, образующее собой целостное смысловое сочинение.
Характеристика высказывания как основного способа представления знаний
Особое внимание стоит обратить на высказывание, которое представляет собой основную языковую единицу, способную передать человеку какую-либо мысль. Высказывания могут быть истинными, ложными или бессмысленными (то есть лишёнными смысла).
Высказывание считается истинным, если его смысл соответствует реальному положению вещей. Это означает, что содержание данного высказывания должно быть адекватным действительности, которая в нём отражена. Примером истинного высказывания является предложение «Существительные в русском языке склоняются, а глаголы спрягаются».
В основу же ложных высказываний положен смысл, который, напротив, не соответствует действительному положению вещей. Например, ложным является высказывание «Существительные в русском языке спрягаются, а глаголы склоняются».
Истинность высказывания (и соответственно, его ложность) может быть проверена. Для этого прибегают к использованию научной аргументации. В результате истинность предложения будет либо доказана, либо, наоборот, опровергнута.
Высказывание лишено смысла, если его содержание не соотносится с реальной ситуацией, с действительностью. Смысл подобного высказывания абсурден, что становится очевидно при рассмотрении предложения «Зеленые идеи бешено спят». Так, зелёные идеи не существуют в природе. Причём идеи в принципе не могут спать. А слово «бешено» - обстоятельство образа действия – не может сочетаться с глаголами состояния «лежать», «сидеть», «спать».
Также высказывание может быть охарактеризовано как лишённое смысла, если его рассматривать в контексте. Примером этого является ответ в следующем диалоге: «Как пройти к центру города?» - «По-моему, это пятиэтажное здание». Такой ответ нельзя интерпретировать ни как истинный, ни как ложный – он ни коим образом не соотносится с реальной ситуацией, а потому не может быть признан в качестве удовлетворительного.
Признаки высказываний, представляющих научные знания
Особым видом высказываний, которые в той или иной степени являются истинными (а также полными или неполными), считаются определения смысла понятий, слов, которые обычно приводятся в научных работах, толковых словарях, энциклопедиях и т.д. Построение подобных высказываний осуществляется особым способом. Необходимо учитывать, что они состоят из двух компонентов:
- указание на родовую принадлежность определяемого предмета;
- указание на видовые признаки определяемого предмета.
Например, в толковом словаре русского языка существительное «ель» определяется как «хвойное вечнозелёное дерево семейства сосновых с прямым стволом, густой, конусовидной кроной, четырёхгранными, острыми хвоинками». В этом определении «дерево» - родовое понятие, а всё остальное относится к видовым понятиям. Таким же образом, в частности, дают определения лингвистическим понятиям.
Помимо высказываний-определений имею место квазиопределения. Несмотря на то, что они построены по той же схеме, что и приведённые выше научные определения, они по смыслу связаны с действительностью на основе субъективных восприятий автора. В научных же определениях, напомним, связь с реальным положением дел основывается на логических отношениях.
Как правило, в квазиопределении отсутствуют видовые понятия. Они зачастую заменяются метафорическими выражениями, смысл которых не может быть однозначно интерпретирован. В этом и состоит главное отличие квазиопределения от научного определения.
Научное определение отличается ясным и понятным выражением значения. То есть смысл неизвестных слов определяется при помощи известных слов. Например, непонятное слово «бересклет» объясняется читателю с помощью более понятного словосочетания «кустарниковое растение», дополненного видовыми отличиями – «с вечнозелёными листьями».
Другие способы представления научных знаний
Научное описание, в первую очередь, реализует такую функцию, как объяснительную. Она находит своё выражение в тексте. Текст способствует обретению научного положения формы, которая является доступной для человеческого восприятия.
Как правило, текст, который составлен для научного описания, может быть представлен в виде монографии или научной статьи. Кроме того, результаты научных исследований могут быть сформулированы в следующих формах:
- краткие выводы;
- научные принципы;
- законы.
Эти формы представления научных знаний выражают сущность достигнутых исследователями результатов и действуют «как импульсы дальнейших исследований».
Таким образом, после описания способов и форм изложения результатов научного исследования был сделан вывод о том, что они должны подчиняться трём основным принципам – объективности, аргументированности и непротиворечивости.