Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Русистика

Содержание статьи

Русистика: определение, задачи, методы

Определение 1

Русистика – это языковедческая наука, занимающаяся изучением русских: языка, литературы, памятников фольклора и культуры.

В задачи русистики входит:

  • изучить структурную организацию народных говоров, литературного языка в его диалектических образованиях;
  • изучить строй литературного варианта русского языка – звуковые, морфологические, лексические, синтаксические, фразеологические его аспекты;
  • изучить различные просторечные формы и социальные диалекты при учете терминологических подсистем;
  • изучить специфику функционирования русского языка в художественной литературе;
  • изучить связь русского языка с другими языками;
  • изучить исторические процессы, связанные с русским языком и многие другие.

Русистика, будучи комплексной наукой, связана с другими науками – отечественной историей, этнографией, литературоведением и лингвистикой, текстологией, этнопсихолингвистикой, культурологией и т. д.

Замечание 1

Также она является одной из составляющих частей славистики в сравнительно-историческом языкознании.

Поскольку русистика тесно взаимодействует с материалом других наук, она перенимает и их методику. Для изучения русского языка и культуры применяются методы описания, эксперимента, логического, психологического, семантического, формального (в грамматике) анализа, компонентного (в лексикологии), функционального, эвристического (анализ художественной литературы), социолингвистического анализа.

Некоторые отрасли русистики в ходе исследований смогли выработать свою методологическую базу, представленную совокупностью методов и приемов тщательного изучения того или иного явления, связанного с русским языком.

Готовые работы на аналогичную тему

В начале XIX века были опубликованы научные труды, в которых достаточно детально были рассмотрены различные аспекты грамматики русского языка. Помимо активного использования трудов Н. И. Греча – «Практическая русская грамматика» от 1827 года, «Пространная русская грамматика» от 1827 года, широко известными были работы И. И. Давыдова «Опыт общесравнительной грамматики русского языка» от 1852 года, в которых внимание было уделено именно формальному анализу русского языка в его парадигматических связях.

Между тем, появились и новые грамматики, в частности, А. Х. Востоков изучал синтаксические связи лексем, правила их сочетамеости в смысловом и грамматическом отношении.

А. Х. Востоков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. А. Х. Востоков. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Среди выдающихся грамматиков стоит также упомянуть фамилии:

  1. И. Орнатовского;
  2. И. Ф. Калайдовича;
  3. П. Павской;
  4. Л. С. Аксанова;
  5. Ф. И. Буслаева;
  6. Н. П. Некрасова.

Исследуемые проблемы в русистике

В русистике одним из важнейших вопросов является вопрос статуса русского языка в различные исторические периоды. В некоторых источниках говорится о том, что именно в советский период русский язык функционировал в исключительных условиях как язык межнационального общения, который все должны знать и правильно им пользоваться, а уровень владения национальными языками был уже вторичным. Изучение русского языка как средства межнационального общения поставило важные задачи овладения лексическими, фонологическими, грамматическими и стилистическими нормами русского литературного языка в языковом окружении, повышения культуры украинского и белорусского языка, преодоления интерференции.

Тем не менее, трудности сравнительного изучения близкородственных языков, заключаются не столько в том, что, кроме общих черт, каждый из языков имеет и свои специфические черты, сколько в том, что эти особенности не всегда находятся на поверхности того или иного явления, не всегда легко вычленяются из общего для близкородственных языков фонда, и нередко выявить эту специфику удается только путем тщательного лингвистического анализа, осуществляемого с привлечением данных по истории языков, диалектологии или других источников.

Русистика также занимается детальным изучением особенностей русского языка, особенно в сравнении с другими. Так, в русском языке, активное причастие является регулярной глагольной формой, как и остальные атрибутивные формы, входящие в глагольную парадигму, оно обозначает действие, осуществляемое тем предметом, который называет определяемое существительное, и может быть довольно легко образовано практически от любого глагола – как переходного, так и непереходного. Это не зависит от того, как оно объяснено в теоретических грамматиках – как форма глагола, как отдельная гибридная часть речи или как разновидность прилагательного.

Именно с этим связана традиция не учитывать причастия (как и деепричастия) в регистрационной части российских общеязыковых толковых и переводных словарей, однако активно использовать их в виде иллюстративного материала. Яркой особенностью российского причастия, в том числе активного, является его способность образовывать причастный оборот и обозначать действие или состояние, сопутствующие действию или состоянию, его «называет» сказуемое, выполняя роль отдельного определения. Например, переносить (с отриц. «не»: не переносить) – «очень не любить, не выносить»:

Сестра в белом больничном халате принесла ему на блюдце манную кашу. Отец, не переносивший никаких каш, кроме гречневой, с отвращением пододвинул к себе блюдце (В. Андреев, Детство).

В то же время, российские причастия могут развивать адъективные значения, они представляют действие как признак, свойство, в его абстрагировании от временной связанности.

С развитием компьютерной лингвистики одной из проблем русистики стала проблема составления и дальнейшего проектирования национального корпуса русского языка (далее – НКРЯ), представленного большим электронным корпусом текстов; ядром русскоязычных текстов в компьютерной обработке. Также в НКРЯ входит параллельный корпус, состоящий из многоязычной части.

Подразделениями НКРЯ являются:

  1. основной корпус;
  2. синтаксический корпус;
  3. газетный;
  4. параллельный (официально деловые, юридические, правовые блоки);
  5. учебный;
  6. диалектный;
  7. поэтический;
  8. устный;
  9. акцентологический;
  10. мультимедийный;
  11. исторический корпус.

Прямой поиск в НКРЯ дает возможность точной выборки. Более сложный и специализированный лексико-грамматический поиск в корпусе осуществляется по грамматическим, семантическим и дополнительным (в частности, знакам препинания) уровням. Доступен поиск по нескольким словам с возможностью задать расстояние между ними. Создание своего подкорпуса для поиска предусматривает сужение метатекстовых признаков (автор и название текста, время создании текста, жанровые характеристики и т.д.).

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис