Понятие речевой деятельности
Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.
Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:
- речевая деятельность – это «языковой материал», который наряду с «языковой системой» и «речевой организацией» является одним из аспектов языка и представляет собой совокупность отдельных актов говорения и понимания; данное определение понятия речевой деятельности считается щербовским пониманием речевой деятельности, поскольку оно было введено Л. В. Щербой и рядом других советских учёных 1920—1930‑х гг., и используется в методике преподавания иностранных языков, где активно культивируется понятие «видов речевой деятельности» (говорение, аудирование, чтение, письмо);
- речевая деятельность – это вид деятельности, который выделяется наряду с трудовой, познавательной, игровой видами деятельности, который характеризуется психологической организацией, то есть наличием предметного мотива, целенаправленности, творческой составляющей, и реализуется через несколько последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль); данное понимание речевой деятельности активно распространилось в 1960-х гг., когда в качестве целостного направления была сформирована психолингвистика.
В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность.
В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта.
Разновидности речевой деятельности
В зависимости от различных форм, признаков и характеристик принято выделять несколько разновидностей речевой деятельности.
Во-первых, речевая деятельность отличатся по характеру её направленности: с точки зрения говорящего, который должен решить, что сказать, подобрать соответствующие слова и правильно выразить сформированную мысль, и точки зрения слушающего, который должен воспринять слова, извлечь заложенный в них смысл и понять, что хотел выразить собеседник.
Во-вторых, речевая деятельность может быть оформлена как устно (осуществляется посредством работы артикуляционного аппарата человека), так и письменно (то есть с помощью записи на определённом носителе с помощью знаковых символов).
На основе выше названных признаков речевой деятельности выделяют четыре её вида:
- говорение – это устное выражение мысли, который представляет собой процесс её перекодирования (внутренней речи) в акустические комплексы, звучащие слова, в звучащий поток речи;
- аудирование - это смысловое восприятие устного сообщения, которое состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания;
- чтение - это процесс непосредственной работы с любой символьной системы (как правило, текста), который направлен на извлечение из неё информации, на её восприятие и понимание;
- письмо - это изложение информации при помощи системы графических знаков в письменной форме.
Кроме выше изложенных видов речевой деятельности в языкознании её подразделяют на внутреннюю (являющуюся мысленной, то есть неозвученной, неописанной, и направленной только на себя) и внешнюю (вышедшую за пределы сознания отдельно взятого человека и направленную на других людей) речевые деятельности.
Отличительные черты речевой деятельности
На основе разобранного выше понятия можно выделить основные признаки речевой деятельности, отличающие её от других видов деятельности и иных языковых явлений:
- речевая деятельность – это вид человеческой деятельности, что подразумевает под собой обязательное наличие в речевой деятельности людей - партнёров (собеседников);
- активный характер речевой деятельности, который выражается процессом выдачи-приёма речевых сообщений, то есть один собеседник создаёт и воспроизводит сообщение, а другой воспринимает его;
- целенаправленность речевой деятельности предполагает, что людьми, вступившими в речевое общение, движут определённые намерения;
- опосредованный характер речевой деятельности, то есть она осуществляется с помощью языковых средств;
- обусловленность речевой деятельности текущей ситуации общения, на характер которого влияют условия окружающей обстановки, задачи, которые ставят перед собой собеседники, их статус и тому подобное.
В основе любой рациональной деятельности лежит возникшая у людей необходимость потребность удовлетворить насущные им потребности. Для речевой деятельности характерно удовлетворение коммуникативной (коммуникативно-познавательной) потребности. Последняя заключается в том, что люди, вступая в общение с другими людьми, стремятся:
- выяснить интересующие (неизвестные) сведения;
- сообщить людям некоторую информацию;
- попросить у собеседника (аудитории) помощи;
- определённым образом воздействовать на собеседника;
- выразить свои чувства и эмоции и так далее.
Таким образом, система мотивации речевой деятельности представляет собой довольно разветвлённую и неоднородную организацию побуждений к речи.