Переплётчик – это специалист по созданию перелёта, то есть объединения отдельных страниц в единый блок с целью наружного художественного оформления издания и его защиты от механических повреждений.
Сущность работы переплетчика
Деятельность древнерусского книжника была только одним из этапов создания литературного памятника. После завершения работы он передавал свои тетради, в которые переписывал текста оригинала, переплетчику.
Переплётчиком мог быть как сам древнерусский книжник, который работал над данной рукописью, так и кто-то другой. Однако для этого требовалось наличие у человека определённых знаний и навыков. В Древней Руси обычно они передавались от мастера ученику при непосредственном переплёте книги.
Кроме того, хронологически переплёт текста мог осуществляться сразу после его написания, так и спустя некоторое (иногда даже большое) время. Именно из-за этого до наших дней не сохранилось большое число древнерусских произведений – листы и тетради, в которых был записан текст, ветшали, уничтожались в результате действия природных или человеческих факторов либо попросту терялись.
Таким образом, работа переплётчика имеет большую значимость с точки зрения лингвистики и текстологии. Её предназначение заключается в решении следующих важных задач:
- сохранение целостности рукописи, предотвращение потери её отдельных частей;
- защита рукописи от воздействия окружающей среды и предотвращение её быстрого изнашивания;
- художественное оформление рукописи изобразительными миниатюрами, плотной обложкой и так далее.
Ошибки, допускаемые переплётчиком в процессе выполнения своей работы
Переплётчик в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей может допустить некоторые своеобразные ошибки, которые могут непосредственно повлиять на судьбу оформляемого им текста в будущем. Так, возможно совершение переплётчиком следующих ошибок:
- потерять тетрадь или отдельные листы из нее;
- перепутать тетради друг с другом;
- вплести в рукопись отдельные листы не на то место, куда необходимо;
- вплести в рукопись оторвавшийся лист внутренним краем наружу и так далее.
Кроме того, возможны случаи вставки в уже переплетенную рукопись новых тетрадей и листов. Всё это в той или иной форме может сыграть свою роль, когда в дальнейшем текст будет заново переписан.
Кроме того, довольно часто в работе переплётчика могут быть допущены ошибки следующего рода:
- утрата отдельных мест текста литературного произведения;
- вписки последующими переплётчиками приписок на полях, которые были сделаны в своё время читателями этого текста;
- записи, сделанные на чистых листах в середине или в конце текста и впоследствии переписанные будущими писцами и так далее.
Это также может отразится на судьбе текста, с которым работали писцы и переплётчики. Именно поэтому в текстологической науке большое внимание отводится изучению работы переплётчика как фактора, влияющего на содержание и форму текста произведения, что, в свою очередь, скажется на последующем восстановлении его истории.
Характеристика работы переплётчика в Древней Руси
Непосредственная работа переплётчика представляла собой сшивание воедино листов пергамента, которые были исписаны древнерусским книжником, а затем украшены мастером-художником специальными рисунками, миниатюрами и заставками. Под переплётом в прямом смысле слова в Древней Руси понимали две деревянные доски. Именно от них и произошло используемое и в настоящее время описеие человека, который полностью прочитал книгу – «от корки до корки».
Эти две доски были обтянуты кожей. Кроме кожи переплётчик также мог использовать бархат или парчу. Дополнительными украшениями книги являлись прикрепляемые к переплёту выпуклые бляхи, которые были сделаны из металла (как правило, из меди, золота или серебра. Кроме того, некоторые особо ценные книги переплётчиками могли быть помещены в оклад, который представлял собой своего рода футляр (серебряный или даже золотой).
По итогам всей проведённой переплётчиком работы книга в конечном итоге получалась большой и тяжёлой. В связи с этим держать в руках ее было тяжело, поэтому при работе с книгой её оставляли в лежащей на столе.
Кроме того, стоит отметить, что переплетённые книги в Древней Руси (из-за сложности и стоимости переплёта листов в то время), как правило, принадлежали состоятельным людям, а также монастырям и церквям.
Таким образом, в результате работы переплётчика получался единый блок книги, который был заключён между двумя деревянными досками, представляющими собой своеобразную обложку
Развитие в Древней Руси переплетчицкого ремесла
В Древней Руси переплетчицкое ремесло было на довольно высоком профессиональном уровне. Во многом он был достигнут благодаря перенятому византийскому и греческому опыту переплёта книг. Массовая практика переплёта книг в Древней Руси пришла во время княжения Ярослава Мудрого, который дал толчок для развития в нашей стране письменности и книжного дела.
В качестве образчика византийской переплетчицкой работы можно привести Мстиславово Евангелие, написанное около 1115 года. Оно было оформлено в виде книги по приказанию новгородского князя Мстислава. После смерти отца он занял престол великого князя в Киеве, и одним из его первых распоряжений было повеление отправить управляющего Наслава с этим Евангелием в Византию для заключения его в красивый переплет.
В итоге текст, который был написан на красивом качественном пергаменте, был оформлен в роскошный переплёт, который был покрыт серебром, дополнен драгоценными вставками, изящными золотыми бляхами и филигранью. Также для этой книги был выполнен орнамент с золотом и разноцветными красками.