Общая характеристика психолингвистики
В 1950-х годах в качестве отдельного направления языкознания сформировалась психолингвистика. Официальное объявление о возникновении психолингвистики произошло на специализированном семинаре, проведённом в 1953-1954 гг. в Соединённых Штатах Америки.
Предназначение этой дисциплины заключалось в решении задачи по исследованию и изучению процессов и механизмов речевой деятельности (в частности, порождения и восприятия/понимания речевых высказываний) в её соотнесённости с языковой системой.
Психолингвистику отличало присущее ей стремление интерпретировать язык как систему, которая была действующей («работающей»), динамической и обеспечивала речевую деятельность (речевое поведение) человека. В связи с этим в психологическом направлении языкознания акцентировалось внимание на психологическую реальность языковых единиц (тексты, предложения, слова, звуки) для говорящего человека, а также на их использование в усвоении языка, в актах порождения и понимания речевых высказываний. Для решения поставленной перед ней задачи психолингвистика разрабатывает модели психофизиологической речевой организации индивида и его речевой деятельности, а также осуществляет их экспериментальную проверку.
Задачи, проблемы и методы психологического направления лингвистики
Психолингвистика применяется при решении тех практических задач, которые не могут быть в достаточной степени решены методами традиционной лингвистики. Как правило, это характеризуется для языкового употребления в условиях затруднённой теми или иными помехами речи, а также в нестандартных ситуациях. Таковыми признаются следующие языковые явления:
- речь детей;
- речь людей, страдающих различными патологиями;
- речь на иностранном языке при недостаточном объёме его знания у говорящего;
- речь в состоянии эмоционального возбуждения говорящего;
- коммуникация в искусственно созданных человеко-компьютерных системах;
- коммуникация, сопровождаемая различными помехами в канале связи;
- общение, которое характеризуется использованием «нестандартных» форм языка (просторечия, диалекта, местного говора, жаргона, сленга).
Исследования, которые проводятся в русле психолингвистического направления, ориентированы на изучение следующих проблем:
- психолингвистические единицы восприятия речи;
- этапы порождения речевого высказывания и его понимания людьми;
- обучение родному и иностранным языкам;
- речевое воспитание дошкольников и связанные с ним вопросы логопедии;
- система наблюдений за речевой деятельностью в целях диагностики у людей нервных заболеваний;
- совокупность проявлений речевых нарушений головного мозга;
- проблемы речевого воздействия, которое включает в себя пропаганду, рекламу, деятельность средств массовой информации;
- вопросы организации внутреннего словарного набора и запаса человека;
- лингвистические аспекты судебной психологии и криминалистики, авиационной и космической психологии;
- проблемы автоматизированного (машинного) перевода текстов и речи;
- проблемы коммуникации человека и компьютерных систем;
- теория создания искусственного интеллекта и практика его реализации;
- автоматическая обработка текста.
Психолингвистика по своей сущности является научной дисциплиной, научные интересы которой расположились между несколькими науками – в первую очередь, языкознанием и психологией. От языкознания психолингвистике во многом был перенят предмет исследования. Психология предоставила психолингвистике методы исследования, основными среди которых являются:
- обычное наблюдение, сопровождаемое записью его результатах на материальных носителях (бумаге, аудио- или видеодиске, флешке и т.д.);
- эксперименты, направленную на интерпретацию, идентификацию, обнаружение речевого сигнала, различение;
- свободный ассоциативный эксперимент, который заключается в установлении исследуемых слов ассоциативного поля;
- направленный ассоциативный эксперимент, который отличается добавление неких ограничений;
- методика «семантического дифференциала», который позволяет оценить стимул речевой деятельности;
- вероятностное прогнозирование, позволяющее оценить субъективную частность отдельных слов;
- индексирование текста, который заключается в выделении в тексте ключевых слов.
Нейролингвистика как самостоятельный раздел языкознания
Нейролингвистика – это научная дисциплина, которая возникла в русле натуралистического (биологического) языкознания на стыке научных интересов и исследований нейрологии (в качестве раздела нейрофизиологии), психологии и лингвистики в целях изучения языковой системы в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения.
Основой зарождения и становления нейролингвистики были эпизодические наблюдения сопровождающих очаговые нарушения мозга расстройств языкового поведения, которые осуществлялись, начиная с раннего Средневековья.
В рамках нейролингвистики исследовались следующие явления, отражающие взаимоотношения человеческого мышления и языкового употребления:
- психофизиологический механизм языкового отражения действительности (включая распознавания речи);
- механизм языкового поведения (включая порождения речи);
- механизм интеграции знаковых комплексов, которые поступали от разных анализаторов мозга;
- работа систем, сопряжённых с реализацией устной и письменной речи;
- процессы языковых обобщений.
Для нейролингвистики важным является осторожное отношение к вынесению лингвистического диагноза без полного комплексного системного анализа.
Нейролингвистические проблемы являются общими для представителей всех языковых групп, что доказывают сходные результаты исследований, проводимых на материале английского, французского, немецкого, русского и (с недавнего времени) японского языков.