Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Профессиональная культура речи

Все предметы / Языкознание и филология / Профессиональная культура речи

Правила профессионального общения в контексте культуры речи

Определение 1

Профессиональная культура речи – это специализированный пласт культуры речи, характерный для представителей различных профессий.

На данный момент лингвистами и психологами освещены пути повышения моральной и психологической культуры общения. В частности, исследователями раскрываются основные требования к деловым бумагам, выделяются важнейшие признаки официально-делового стиля русского языка, предоставляются образцы писем, распространенных документов, правила их оформления.

Благодаря богатому научному материалу в рамках профессиональной культуры речи удалось сформулировать правила профессионального общения для говорящего и для слушателя.

Правила для говорящего:

  1. неуклонно и последовательно выражать доброжелательное отношение к собеседнику. Не позволять себе негативных оценок собеседника и оскорбительных слов в его адрес;
  2. проявлять вежливость, учитывать возраст, пол, статус, авторитет собеседника;
  3. не злоупотреблять категоричностью тона;
  4. не навязывать собеседнику свои мысли;
  5. не злоупотреблять терпением слушателя, помнить, что концентрация внимания ограничена;
  6. избавляться от словарного балласта: паразитических слов (ну, вот; кстати);
  7. внимательно вслушиваться в свою речь, критически анализировать себя и реакцию слушателя;
  8. не забывать, что в устном общении, кроме тона речи, значительное влияние на слушателя оказывают жесты, позы, мимика.

Правила для слушателя:

  1. следует отдавать предпочтение выслушиванию клиента перед другими видами служебной деятельности;
  2. слушать необходимо внимательно и терпеливо;
  3. вежливость не допускает перебивать собеседника;
  4. желательно подчеркивать свою заинтересованность в сообщении собеседника утвердительными словами (да, хорошо, верно, согласен и т.д.);
  5. выражать мимикой доброжелательность.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо того, нужно обратить внимание и на следующие рекомендации: необходимо правильно произносить звуки в потоке речи, употреблять слова в нужном значении; избегать слов-паразитов, жаргонизмов, слов иноязычного происхождения и т.п.; активно подбирать необходимое слово из синонимического ряда (если возникают сомнения, значение слов-синонимов можно выяснить по словарям; разграничивать паронимы; правильно пользоваться графическими сокращениями, аббревиатурами и сложносокращенными словами; владеть синтаксической структурой языка; уметь четко выразить свое мнение.

Многие специалисты освещают грамматические, орфографические, стилистические основы речи, которые связывают культуру речи с имиджем учреждения. Много внимания учеными уделено нормам делового стиля общения, в частности деловой переписки. Тем не менее, сейчас повышение культуры речи остаётся актуальной проблемой в любой профессиональной сфере деятельности.

Методы повышения профессиональной культуры речи

Повышение культуры речи предполагает достижение основной цели – сформировать навыки устной и письменной профессиональной речи. Сделать это поможет выполнение следующих задач:

  • сформировать у работников знания языковой культуры;
  • сформировать мотивацию и основные умения по повышению культуры речи;
  • содействовать становлению активной позиции по реализации навыков речевой культуры в профессиональной деятельности;
  • создать служащим условия для постоянного повышения культуры речи.

Основными показателями профессиональной культуры речи в сфере устной и письменной речи является использование официально-делового стиля и связанное с ним соблюдение критериев культуры речи. Как процесс внедрения системы знаний о профессиональной культуре речи может осуществляться в трех формах:

  • как учебный предмет;
  • как внеучебная форма деятельности в рамках учебного заведения;
  • как организация самостоятельной деятельности.

Во время проведения лекций по профессиональной культуре речи важно применять интерактивную модель обучения, что значительно ускорит усвоение знаний и будет способствовать повышению культуры речи. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс происходит в условиях постоянного, активного взаимодействия всех слушателей друг с другом и с преподавателем. Это коллективное, групповое общение, где слушатель и преподаватель являются равноправными партнерами. Интерактивное обучение исключает любое доминирование преподавателя над слушателем, или одной мысли над другой.

В условиях совместной учебной деятельности знания вырабатываются в процессе профессионального взаимодействия, причем эти знания образуют «общий фонд», и все члены коллектива осознают свою причастность к такому фонду. В результате, во-первых, повышается интерес к получению новых знаний, во-вторых, специалисты начинают осознавать себя полноценными субъектами деятельности.

При формировании содержания профессиональной культуры речи и внедрении ее в пределах предметно-тематической модели в учебный процесс следует придерживаться принципа последовательности и непрерывности. При этом на основе предварительного тестирования нужно выявлять пробелы в знаниях и соответственно формировать учебные группы и модули.

Для реализации внеучебной формы деятельности могут применяться самые разнообразные формы и методы работы. Среди них могут быть традиционные лекции, курсы, творческие встречи, которым предоставляется соответствующее направление. Целесообразным является проведение диспутов, дебатов, мероприятий состязательного характера, творческих встреч с известными поэтами, филологами. Участие в их работе дает возможность получить непосредственный языковой опыт и становится толчком для обогащения языковых средств.

Не менее важным является постоянное обращение к классической литературе. Изучение поэзии и художественных произведений обогащает речь, делает ее живой, певучей, поэтому важное значение приобретает синтез деловой и литературной речи.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Сергеевна Афанасьева

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис