Во второй половине 20 века перед российской филологией был поставлен ряд нетрадиционных задач. Появились они благодаря активному развитию таких направлений как когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, семантико-семасиологические исследования, функциональная грамматика, социальная стратификация языка, дискурсивные стратегии, а также исследования специфики современной разговорной речи.
Русская историческая филология также характеризуется рядом инновационных открытий. В частности, исследования восточнославянской диалектологии выявили ряд особенностей языка, которые стали очевидными после реконструкции старого Новгородского наречия.
Основные лексикографические работы позволили по-новому интерпретировать развитие словарного запаса и других процессов в русской исторической грамматике. Этнолингвистические исследования разъяснили специфику развития религиозных, мифологических и ритуальных представлений восточных славян. Изучение русских литературных произведений от средневековья до сегодняшнего дня дало представление о развитии письменности и исторической динамики языковых норм.
Проблемы современной когнитивной лингвистики (гипотеза Сапира-Уорфа)
Когнитивная лингвистика рассматривает язык как основной инструмент человеческого сознания. Явления, присутствующие во всех языках (так называемые лингвистические универсалии), свидетельствуют об универсальном характере человеческого сознания. В то же время, языки характеризуются значительными различиями в грамматической и семантической структурах. Лингвисты предположили, что, возможно, структура языка непосредственно влияет на структуру сознания, вследствие чего категории сознания различны в разных языковых сообществах (гипотеза Сапира–Уорфа).
Подобные языковые особенности описываются через понятие языковой картины мира.
Московская семантическая школа, возглавляемая академиком Ю.Д. Апресяном, проводит свои исследования по изучению современной языковой картины мира. Представители этой школы исходят из идей системной лексикографии, которая включает лексическую систему в описание языка и создаёт языковую картину на основе лексики в целом, а не на основе индивидуального представления. Такой подход позволяет выделить универсальные, а также этноспецифические элементы языка, которые понимаются как компоненты, отражающие специфическое мировоззрение, типичное для этого языка, культурозначимые его особенности, отличающие его от других языков.
Итогом исследований языковой картины мира стало формирование общей программы семантических исследований. В этой связи был издан «Новый толковый словарь синонимов русского языка (1997-2003; 2-е изд. 2004)», который стал фундаментальной работой, анализирующей несколько десятков семантических особенностей русского языка. Проведенный анализ включает, формализованную интерпретацию и описание семантической сочетаемости идиоматических свойств на основе единой языковой модели.
Важным этапом в развитии изучения русского языка стала публикация "Русского семантического словаря" под руководством академика Н. Ю. Шведова (четыре из шести томов уже опубликованы). Словарь охватывает 300 000 лексических единиц, значения которых сгруппированы по частям речи, а затем следуют лексико-семантические классы слов.
Корпусная лингвистика и создание национального корпуса русского языка
Преподавание иностранных языков в первой половине 20-го века часто использовало корпусы целевого языка для составления словарных списков для студентов. Выдающийся лингвист Ноам Хомский не считал использование корпусов эффективным инструментом, поскольку он полагал, что языковая компетентность важнее просто заученного объёма слов. Ранняя корпусная лингвистика в значительной степени основывалась на предположении, что существует ограниченное число предложений на естественном языке и что эти предложения могут быть собраны и оценены.
Корпусная лингвистика требует большого объема информации, которая должна быть быстро обработана по ряду параметров, это стало возможным благодаря развитию компьютеров. Поиски паттернов в корпусе из миллионов слов заняли бы слишком много времени для человека, и результаты были бы менее точными, компьютер же может искать и извлекать информацию всего за несколько секунд. Он может вычислять частоту появления слов и сортировать данные.
Корпусный анализ позволяет изучить модели использования языка, например, как мужчины и женщины используют языковые шаблоны, а также исследовать факторы, влияющие на вариативность языка. Корпус данных постоянно обновляется и является продуктом реальных социальных взаимодействий.
В России под эгидой Российского института языка им. Виноградова при Академии РАН был создан национальный корпус русского языка. Основные проблемы, которые рассматриваются в рамках данной программы следующие:
- выделение современных речевых жанров;
- тематические сферы применения речевых жанров;
- стилистическая дифференциация языка;
- гендерная дифференциация языка.
Современная филология и язык интернета
Интернет стремительно ворвался в нашу жизнь, охватил практически все сферы человеческой деятельности. Интернет как информационно-коммуникационная платформа стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Интернет полностью изменил наше коммуникативное поведение. Пользователи персонального компьютера (ПК) знают, что в сети можно найти различные виды текстов: художественную литературу, академические работы, научную литературу, блоги, живые журналы - практически все возможные существующие типы текстов. Особый интерес представляет общение между людьми в интернете на различных типах сайтов. Так называемый электронный язык вызвал большой лингвистический интерес и привлекает все больше внимания лингвистов, которые озабочены его влиянием на язык в целом.
Интернет совместно с радио и телевидением, телефонной связью и печатными материалами создает универсальную информационную сеть, которая называется "киберпространство".
Краткость онлайн-коммуникации, быстрота передачи информации по электронной почте, мессенджерам, в чатах, в значительной степени изменили язык, языковое поведение и культуру в целом, поставив перед филологами ряд совершенно новых задач теперь уже касательно «кибер» языка и общения в виртуальном пространстве.