Проблемы и принципы формирования культуры речи
Проблемы культуры речи - это основные задачи, которые стоят перед исследователями культуры речи.
В многоаспектном диапазоне культуры духовного мира человека важное место занимает культура речи, которая предполагает высокий уровень общей культуры личности, любовь к родному языку, культуру мышления.
Проблемы культуры речи волновали еще исследователей прошлых веков. В их трудах значительное внимание уделено ораторскому искусству, красоте слова, раскрыты понятия этики, морали, моральной и психологической культуры профессионального общения. Кроме того, ими проанализированы этико-психологические проблемы делового общения в обществе с учетом научно-практических выводов представителей гуманистической этики и гуманистической психологии.
На данный момент выяснены сущность, типы и виды профессионального общения, его значение в профессиональной деятельности, раскрыты особенности профессионального общения руководителя с подчиненными, во время проведения совещаний в коллективе, при деловых переговорах, в обеспечении работы корпоративных органов управления.
Проблема повышения культуры речи содержит две составляющие:
- усвоение литературного языка и правил речи путем восприятия нормативной речи литературных произведений;
- формирование на этой основе навыков речевого мастерства и коммуникации.
Исходя из этого, формируя речевую культуру (как письменную, так и устную) необходимо опираться на ряд принципов:
- Коммуникативный принцип, связанный с изучением языка как средства общения, поскольку основная цель изучения языка – формирование коммуникативной компетентности и развитие языковой личности (текст в данном аспекте рассматривается как продукт речевой деятельности личности, как реализованный замысел высказывания).
- Когнитивный принцип – речь развивается в процессе познания мира, поскольку речь выполняет когнитивную функцию и служит средством познания окружающей действительности.
- Принцип градуальности – речь развивается, если содержание обучения, его методы и приемы учитывают градацию между зоной ближайшего развития и зоной актуального развития (Л. Выготский). Градуальность в развитии речи – это разделение системы обучения на несколько составляющих (средств, методов, форм, приемов), ориентированных на различные этапы обучения, с постепенным ростом объема знаний, с усложнением их характера и форм представления.
- Принцип целостности и интеграции процессов формирования лексико-грамматического строя речи – формирование лексического запаса и грамматического строя речи в единстве, взаимосвязи и координации.
- Принцип создания и поддержания положительного эмоционального фона – создание непринужденной, благоприятной эмоциональной атмосферы, формирование познавательных интересов при овладении культурой речи.
Проблема культуры устной формы речи
Говоря о проблемах речи, стоит отметить, что наблюдается очевидное внимание исследователей к изучению именно устной речи, поиску оснований для разграничения способов и средств оформления мысли для понимания самого себя и собеседника. Актуальным в этой связи является мнение польского ученого Е. Бартминского о том, что возвращение к устным формам коммуникации обусловлено гуманистической ценностью устной речи, потому что ничем не заменить ее природной и глубокой связи с индивидуальностью человека.
Устная речь, больше, чем письменная, является свидетельством общественной позиции, уязвимости и ментальности личности.
Между тем, убедительная речь – это важное средство многообразного и разнонаправленного воздействия на слушателя, пользование которым считается проблематичным ввиду низкого уровня овладения культурой речи.
Правильная, нормативная устная речь может обеспечить взаимопонимание между участниками коммуникативного акта. Устная речь, как важнейшая форма существования языка, и средство коммуникации, имеет свои особенности:
- устная речь первична;
- для устной речи необходима реальная жизненная ситуация;
- звуковое сочетание воспринимается на слух как целостный отрезок речевого потока;
- устная речь действует на слушателя не только содержанием, но и всей манерой выступления, следовательно, устная речь имеет два канала информации: текст, высказывания и «язык тела» – жесты, мимику, взгляд, интонацию;
- для устной речи характерна неподготовленность, спонтанность;
Недостатки произношения («выстреливание» звуков или слов, форсирование голоса, монотонность, крикливость, открытые высокие звуки, быстрый темп, приглушенность голоса и др.) являются недопустимыми в речи, которые необходимо устранять.
Помимо этого, следует вырабатывать навыки владения силой голоса, диапазоном, темпом, слежения за дыханием. Владение техникой речи, богатством интонаций, мелодикой, тембром голоса является признаком высокого мастерства говорящего.
Исключительное значение имеет умение владеть своим голосом, демонстрировать хорошо отработанную дикцию.
Дикция – это правильная, выразительная артикуляция, то есть работа речевых органов, направленная на произношение звуков. Дикция – это синтез разборчивости, нормативности; эмоционально-экспрессивной окраски звуков.
Среди невербальных (паралингвистических) акустических выразительных средств заметное место занимает интонация, которая несет до 40% общего объема информации в устном сообщении. С помощью интонации в текст вносятся различные смысловые и эмоциональные оттенки.
Фраза, сказанная «переходной интонацией», кажется неубедительной и малозначительной. Правдивость, естественность интонации обеспечит возможность говорящему не только сказать, но и быть услышанным. Интонация обеспечивает структурную целостность высказывания, служит средством различения коммуникативных их типов (побуждение, вопрос), выделения наиболее нагруженных слов и фрагментов, характеристики говорящего и ситуации общения, эмоциональной и стилистической окраски текстов и т. д.