Понятие о патристике
Патристика – это богословская дисциплина, наука, а также совокупность теологических, философских и социальных идей и доктрин, выработанных представителями христианской церкви.
Античная философия языка в периоде раннего Средневековья получила последующее развитие в философско-богословских (христианских) трудах, так называемых, Отцов Церкви, то есть представителей патристики.
Отцы Церкви (которых в Православии принято называть Святыми Отцами) образовывали группу выдающихся церковных деятелей и писателей II-VIII веков. Они оказали значительное влияние на формирование догматики, иерархической организации и богослужения Церкви. К отличительным признакам Отцов Церкви относят:
- ортодоксальность учения;
- святость жизни;
- надлежащая древность;
- признание Церковью.
Наиболее известными Отцами Церкви являются Ориген, Василий Кесарийский, Климент Александрийский, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Августин Блаженный, Боэций, Леонтий, Иоанн Дамаскин.
Теологическая и природная сущность языка
Согласно христианской доктрине, то, что человек владеет язык, является важнейшим его отличием от животных. Хотя не отрицается наличие у животных коммуникативного аспекта, однако отсутствие у них разумности приводит к отсутствию такого уникального свойства, которое называлось «словесноразумностью» или «разумнословесностью». Главным считалось не само звучание, а придание ему некоторого знаменательного значения. В том числе и поэтому патристика отвергала общее происхождение человеческого языка и «языков» животных.
Человек рассматривался как сочетание вещественного, чувствующего и говорящего явлений, тем самым образуя словесное живое существо. Таким образом, сущность человека определялась как единство «тела» и «души», а сущность языка – единство «телесных» звуков и значений. Из этого следовал вывод об иллюзорности «ангельских языков», потому что они не обладали признаком телесности.
Патристика не давала чёткого ответа на вопрос о локализации в головном мозге человека способности к творческому мышлению и языку. Она утверждала, что между словом, умом и душой существует неразрывная связь. Кроме того, была признана способность говорить «про себя», то есть мыслить без произнесения вслух слов. Таким образом, образуется внутреннее слово, которое характеризуется как этап, предшествующий произносимому слову.
Отцы Церкви отрицали возможность того, что Бог сотворил мир вербально, поскольку язык не обожествлён, он является достижением человечества.
В патристике довольно активно велись споры насчёт происхождения слов: их создал человек, который был сотворён Богом, или их создал сам Бог. Ключевая позиция, которая отстаивалась богословами, заключалась в предоставлении Богом человеку потенциальной способности к созданию слов и к любой творческой деятельности, оставив человеку свободу в их совершении.
Общелингвистическая мысль в патристике
Отцы Церкви считали, что язык является важнейшим атрибутом человека. Поэтому они уделяли большое внимание языку и языковым явлениям, в частности:
- коммуникативной функции языка;
- познавательной функции языка;
- взаимосвязи языка и мышления;
- происхождению языка;
- сущности языкового знака;
- множественности языков.
Обязательным условием изучения Отцами Церкви языка было следование положениям Священного Писания. Это требовало нового освоения и переосмысления достижений культуры и философии Античности (в первую очередь, Платона и Аристотеля).
Представители патристики рассматривали учение о языке как составную часть богословия и как элемент целостного средневекового видения мира.
Представители патристики трактовали и человека, и язык как некоторые целостности, однако они их не сводили к механической (простой) сумме их компонентов.
С точки зрения патристики, язык реализовывает те функции, которые выведены через его предназначение делиться своими мыслями с другим человеком, обучать людей и сохранять в своей памяти некоторые данные.
Поскольку христианство представляло собой религию для людей всех народов, был совершён лингвистический поворот к другим языкам мира (помимо греческого и латинского). По мнению христианских богословов, все разнообразные языки рассматриваются как равноправные разновидности единого человеческого языка, который по своей сущности является всеобщим. Однако у них всё равно сохранялось некоторое субъективное предпочтение к греческому и латинскому языкам.
В целом, язык может быть использован в качестве средства, с помощью которого изучается окружающий мир. В частности, мир с помощью языка объективируется, представляется дискретным образом и познаётся.
Большинство результатов лингвистических изысканий, которые проводились в патристике, получили в христианском мире (как на Западе, так и на Востоке) дальнейшее развитие в философии языка. Кроме того, они были использованы в качестве основы схоластической логики и грамматики, которые в значительной степени способствовали формированию лингвистического знания в период Средневековья.
Речевая деятельность с точки зрения христианских богословов
Рассматривая речевую деятельность как структуру, в патристике выделяют её обязательные элементы – говорящий, слушающий, воздушная среда (которая может выступать средством распространения звука).
В речи выделяли означающие (звуковая сторона речи) и означаемое (предмет). Одно из основных их отличий заключалось в том, что означающие могли подвергаться временным и пространственным изменениям, а означаемые – нет.
Вообще патристикой в порождении речи выделяются следующие этапы:
- образное представление предмета;
- мыслительный выбор конкретного значения;
- работа словесных (артикуляционных) органов (которые подробно описывались в патристике);
- сотрясение воздуха, которое трансформирует нашу мысль в явление действительности.