Различные подходы к описанию языковых явлений в рамках Пражской школы лингвистического структурализма
Пражская школа лингвистического структурализма – это лингвистическая школа, которая заложила фундамент нового теоретического осмысления фонологии с применением структурно-функционального подхода.
История Пражской лингвистической школы (ПЛШ) началась в 1926 году, когда чешский специалист по общему языкознанию и англистике Матезиус (1882-1945) и славист Роман Якобсон (1896-1982), который в то время находился в Праге, основывают Пражский лингвистический кружок (ПЛШ). В деятельности кружка принимали активное участие
- Богумил Трнка (1895-1984);
- Йозеф Вахек (1909 -1996);
- Богуслав Гавранек (1893-1978).
Впоследствии к ним присоединились Николай Трубецкой (1890-1938) и Сергей Карцевский (1884- 1955).
Научная деятельность представителей ПЛШ отмечалась внешними и внутренними противоречиями. Если говорить о внешних разногласиях, то новый функционально-структурный подход, который пропагандировали пражцы, существенно отличался от идей младограмматистов, которые доминировали в мировой лингвистике того времени.
Что же касается внутренних разногласий, то в пределах самой ПЛШ можно выделить два направления, которые отличались различным толкованием общих системных положений ПЛШ. Обобщая различия между этими направлениями, Йозеф Вахек разграничивает эпитет, который часто применяется для характеристики ПЛШ в подходе к изучению языковых явлений, то есть
- "функционально-структурный", или "функциональный" – более характерный для первого направления, представленного взглядами Матезиуса и Гавранека;
- " структурный ", характеризующий второе направление, представленное взглядами Трубецкого и Якобсона.
Однако, следует заметить, что эти два подхода дополняли друг друга, именно синтез идей двух направлений и считается концепцией ПЛШ. Пражская лингвистическая школа действовала с момента основания и до Второй мировой войны, хотя некоторые ученые выделяют послевоенный период как продуктивный для деятельности кружка. Члены ПЛШ проявляли живой интерес к проблемам фонологии, в развитии которой труды членов кружка сыграли большую роль. Поэтому вполне естественно, что в центре внимания представителей ПЛШ находилось одно из основных понятий фонологии - понятие фонемы.
В начале своей деятельности ПЛШ определяла фонему как психический эквивалент звука. В 1929 году на первом международном съезде славистов был обнародован коллективный труд пражцев "Тезисы Пражского лингвистического кружка», в которой фонемы определялись как наиболее простые и значимые акустико-подвижные образы данного языка. В данном определении психологическая интерпретация фонемы была дополнена ее разрешающей функцией.
Будучи сторонниками функционально-структурного подхода в изучении звуковой системы языка, авторы "Тезисов" также отметили важность фонологических корреляций как особого типа значимых различий, устанавливающихся вместе с противопоставлением фонематических пар, которые различаются между собой согласно одному и тому же принципу.
Труды Матезиуса и Богумила Трнки – представителей Пражской школы лингвистического структурализма
Рассмотрению основных проблем фонологической теории посвящена статья чешского ученого Матезиуса "Задача сравнительной фонологии" (1929). Фонемы определяются в данной работе как звуки, обладающие в исследуемой системе функциональной нагрузкой. Наряду с фонемами ученый выделяет также фонологические признаки. Они определяются как свойства отдельных звуков, используемых для различения отдельных слов, группы слов или двух фонем, и соответственно имеют свое функциональное значение. Фонологические элементы (фонемы и фонологические признаки) функционируют только в рамках системы, в которой они были обнаружены.
В виде фонологических признаков Матезиус выделяет также количественные показатели гласных, то есть продолжительность их звучания. В русском языке, например, количественная характеристика гласного полностью зависит от фонетической позиции и не имеет функциональной нагрузки. В чешском языке, в свою очередь, разница между длинными и короткими гласными имеет большую функциональную нагрузку и не зависит от ударного слога.
Сопоставив на многочисленных примерах функциональную нагрузку фонем и их способность образовывать комбинации в разных языках, Матезиус делает вывод, что инвентарь фонем, принадлежащий многим языкам, используется в них по-разному.
Заметным вкладом в разработку теории фонемы Пражской лингвистической школы были труды Богумила Трнки. В центре его научных интересов находилась историческая фонология, проблемам которой посвящены многочисленные труды ученого. Среди ранних работ по фонологии стоит отметить статью "Некоторые замечания относительно структуры английского языка" (1929), в которой он констатирует различия в функциях звуков и морфологических единиц в древнеанглийском и современном английском языке.
Рисунок 1. Богумил Трнка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще в юном возрасте Трнка занимался разработкой стенографических систем и сам был автором оригинальной стенографической системы чешского языка. Хотя эта система и не была принята в официальный оборот, она позволила ее автору ознакомиться с проблемами комбинаторики чешских звуков и их частотой. Под влиянием своих первых исследований в стенографии и исторической фонологии Трнка создает монографию "Фонологический анализ современного литературного английского языка" (1935), стала одной из первых попыток в мировой лингвистике основательного описания и анализа фонемного состава современного английского языка.
В теоретической части этой работы он в сжатой форме излагает свою концепцию фонемы, согласно которой фонемы определяются как фундаментальные фонологические оппозиции, обеспечивающие построение слов в языке. Фонемы контрастируют между собой в словах и, соответственно, способны различать слова". Каждая фонема имеет свои варианты, то есть звуки, в которых реализуется фонема.
Варианты, соответственно, могут быть позиционными, возникая в особой позиции в слове, и свободными – функционирующими независимо от фонетического окружения и являющимися заменителями обычных звуков в соответствии с разными стилями произношения, или же используемыми только определенными говорящими в следствии их идиолектических навыков.