Синтаксические характеристики предложения
Предложение – это синтаксическая единица, которая построена согласно устоявшимся речевым образцам, выражает относительно законченную мысль или определенную эмоцию и выступает основным средством коммуникации.
Основными признаками предложения являются:
- предикативность (отношение содержания предложения к объективной действительности);
- воспроизводимость (предложение образуется по установившемуся образцу);
- порядок слов (присущий устоявшийся порядок слов);
- интонационное оформление;
- членируемость (предложение членится на отдельные компоненты);
- смысловая завершенность;
- структурная организованность;
- модальность и др.
Анализ внутренне синтаксической структуры предложения позволяет определить его структурные варианты (двухкомпонентное, однокомпонентное) и установить специфику выражение его формально-синтаксических компонентов – членов предложения.
Типы предложений по структуре. Рассмотрение предложений в формально-грамматическом, семантико-синтаксическом, собственно семантическом и коммуникативном аспектах позволяет классифицировать предложения:
- по особенностям структуры;
- по специфике семантики;
- по прагматичным и коммуникативным установкам.
Предложения сами по себе содержат определенную информацию, волеизъявление или побуждают собеседника к получению соответствующей информации.
Квази-предложения не содержат информации, в силу этого им не присуща субъектно-предикатная основа. К ним относятся: предложение-обращение (вокатив), междометные предложения, которые выступают средством выражения эмоций; предложения-реплики (они имеются в диалогах)? а также близкие к ним метакомуникативные (формулоподобные) предложения, основным назначением которых является налаживание или окончание речевого контакта.
По своей цели высказывания предложения бывают:
- повествовательные: «Мальчик спит»;
- вопросительные: «Мальчик спит?»
- пожелательные: «Пусть бы мальчик спал.»;
- побудительные: «Пусть мальчик спит.»;
- вокативные: «Мальчик!»
Типы предложений по модальности и функциональная классификация предложений. При различении предложений по модальности существенным является разграничение внутри- и внешнесинтаксической структуры предложения. Внутреннесинтаксическая структура предложения соотнесена с типом структурной схемы и подчинена системно-языковым измерениям грамматического строя, внешнесинтаксическая структура в русском языке формируется преимущественно двумя синтаксическими категориями – модальностью и временем.
Говоря о дифференциации предложений по собственно-модальности, стоит отметить, что ученые различают семь модальных значений:
- повествовательность;
- вопросительность;
- побудительность;
- желательность (оптативность);
- условность;
- вероятность;
- перефразированность.
Остановимся на главных значениях – повествовательности, вопросительности и побудительности.
Общий смысл предложения во всех его планах подается как безоговорочно соответствующий отображаемой или изображаемой им действительности. Повествовательные предложения легко членятся на группу подлежащего и группу сказуемого, которые являются самыми распространенными в русском языке и употребляются во всех стилях речи. В конце повествовательного предложения ставится точка – разделительный знак, обозначающий на письме паузу и определяющий синтаксический тип предложения – повествовательное.
Заголовки также выступают в основном повествовательными предложениями, но по правилам современного русской пунктуации знак препинания в конце таких предложений не ставится. Это касается также и названий учреждений, заведений, организаций, надписей на этикетках и тому подобное.
Модальное значение вопросительности представляет собой требование подтверждения или отрицания соответствия общего смысла предложения изображаемой или отображаемой им действительности или выяснения какого-то важного момента, соответствующего фрагменту действительности.
Модальное значение побудительности заключается в адресованном собеседнику или группе собеседников требования такого действия или поведения, которое обеспечила бы соответствие между основным содержанием побудительного предложения и действительностью. Основным синтаксическим средством выражения побудительности являются формы повелительного наклонения глагола, считающиеся синтаксическим центром самостоятельной простой, предикативной части сложноподчиненных или сложносочиненных предложений.
Специфика сложного предложения в сравнении с простым
Сложное предложение - это синтаксическая единица высшего по сравнению с простым предложением порядка. Сложное предложение характеризуется следующими особенностями: в его структуру входит несколько конструктивно законченных единиц; соотношение между элементами сложного предложения характеризуется собственными закономерностями.
Между простым и сложным предложением существует ряд признаков, которые приближают их друг к другу. Это касается их одинаковой интонационной оформленности, закономерностей словопорядка.
Специфическим в сложных предложениях является расположение частей. Поскольку в сложном предложении есть несколько предикативных частей, то оно является полипредикативным. Полипредикативность сложного предложения является определяющим признаком, и именно по этому признаку оно противопоставляется простому предложению как монопредикативной единице.
В связи предикативных частей существенную роль играют: определенные формы слов; лексическое наполнение; отдельные граматикализованные слова; порядок предикативных частей, их взаиморасположение.
В одних случаях части сложного предложения могут легко меняться местами – они имеют гибкую структуру, в других –расположение частей четко регламентировано – им присуща негибкая структура. В таком случае статус части приближается к члену предложения в структуре простого предложения.
Основными признаками сложного предложения выступают:
- цельнооформленность его интонационного рисунка;
- полипредикативность (не полипредикация);
- союзный / бессоюзный способ связи;
- смысловая и коммуникативная целостность.