Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Синтаксическая семантика

Все предметы / Языкознание и филология / Синтаксическая семантика

Общие положения синтаксической семантики

Определение 1

Синтаксическая семантика – это раздел семантики, который занимается изучением наполнения синтаксических единиц отвлеченным значением.

В данном лингвистическом направлении семантика рассматривается в качественно ином виде, нежели лексическая семантика.

Основным объектом, который подвергается изучению синтаксической семантикой, является высказывание (сообщение). А предметом синтаксической семантики можно назвать отношение, которое выражает это высказывание к своему содержанию, а также пути формирования этого содержания.

С точки зрения значения, которое содержит высказывание, выделяют означающее, которым считается лексико-синтаксическая структура предложения, и означаемое, которым считается описываемая этим высказыванием некий фрагмент действительности в определенных координатах пространства и времени.

В соответствии с первоначальными функциями синтаксические единицы (члены предложения) взаимодействуют друг с другом следующим образом: подлежащие обозначает субъект действия, сказуемое называет действие субъекта, дополнение обозначает объекты действий, определение обозначает признаки субъектов и объектов, обстоятельство – признаки действий.

Однако в результате языковой асимметрии подобная конструкция может нарушаться и, как следствие, перепутываются члены предложения и выражаемые ими фрагменты ситуации. В связи с этим синтаксическая семантика выделяет синтаксические актанты (члены предложения) и семантические актанты (типовые функции элементов ситуации).

Таким образом, высказывание изучается на двух уровнях:

  • на синтаксическом уровне, рассматриваемом как поверхностная структура высказывания, за которой закрепляются перечисленные выше названия членов предложения;
  • на семантическом уровне, рассматриваемом как глубинная структура высказывания, за которой закрепляются такие термины, как адресат агенс, бене-фактив, пациенс, инструмент и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Языковая асимметрия может затрагивать как отдельные члены предложения, так и всё предложение в целом.

В случае асимметрии отдельного члена предложения он может представлять различные семантические актанты и фрагменты ситуации. Например, синтаксическое подлежащие кроме активного деятеля («Он переставил стол») и воспринимающего лица («Он увидел знак») может обозначать объект действия («Кровать была собрана Иваном»), адресат («Олег получил письмо»), локализатор («Петербург славится своими достопримечательностями»), причину («Температура заставила его остаться дома»), инструмент («Лампочка перегорела»).

Замечание 1

Если асимметрии подвергается предложение целиком, то при сохранении синтаксической структуры изменяется описываемая ситуация. Например, предложения «Мужчина идёт» и «Работа идёт» имеют одно синтаксическое строение, но описывают различные ситуации.

История синтаксической семантики

Начало развития синтаксической семантики, как и многих языковедческих дисциплин, связан с обращением человека к языку, то есть антропологическим поворотом в лингвистике. Основы этого поворота были заложены в трудах немецкого филолога В. фон Гумбольдта, который утверждал зависимость языка от человека. В последующем его работы были развиты и дополнены исследованиями Н. Хомского, А. Вежбицкой и Э. Бенвениста.

Крутой поворот языкознания к семантике (а затем к когниции и психологическому аспекту в языке) был вызван утратой доминирующего положения структурализма из-за появления «генеративной грамматики» и теории глубинных структур Н. Хомского. Таким образом, семантика приобрела огромное значение в лингвистической науке и распространилась на многие её разделы (фонетику, морфологию, синтаксис и др.).

Исследования в области синтаксической семантики базировались на положениях:

  • ранее упомянутого В. фон Гумбольдта, который рассматривал язык как «сетку», с помощью которой образовано человеческое мировоззрение;
  • швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра, который изучал язык (то есть структуру) и речь (то есть индивидуальное применение этой структуры);
  • структуралистов, которые рассматривали формальное строение и организацию языка и его компонентов, в том числе, сквозь содержательный аспект.

В настоящее время развитие синтаксической семантики преимущественно осуществлялось такими синтаксисистами, как Ш. Балли, Г.П. Немца, Э. Бенвениста, Е.В. Падучевой, Т.Н. Шмелевой, Г.А. Золотовой, И.А. Нагорного и др.

Характеристика модуса как ключевого понятия синтаксической семантики

Одной из основных категорий синтаксической семантики является «модус». Классическое определение этого понятия было дано синтаксисистом Ш. Балли ещё в середине прошлого века, что вызвало интерес к данной категории со стороны лингвистов.

Замечание 2

В настоящее время модус понимается как субъектное содержание предложения. Понятие «модус» следует отличать от понятия «субъективная модальность», которое определяется как отношение говорящего к сообщаемому, передающееся через наличие или отсутствие совокупности оценочных и экспрессивных окрасок.

Модус рассматривается через комплекс следующих категорий:

  • метакатегории, которые транслируют информацию о самом акте сообщения (например, «я вам советую…»);
  • актуализационные категории, которые выражают предикативный характер сообщения, то есть полное согласование передаваемой информации по грамматическим категориям (лицу, времени, модальности и др.);
  • квалификативные категории, которые выражают степень достоверности сообщения (персуазивность), источник его получения (авторизация), отношение к нему самого автора (оценочность), утверждение какого-либо события действительности или его отрицание;
  • социальные категории, которые выражают социальный статус говорящего в соответствии со статусом собеседника.

Таким образом, представленные выше категории позволяют говорить о том, что понятие модуса включает в себя большое количество синтаксических модальных значений, а значит увеличивается число средств выражения субъективных смыслов в сообщении.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ушенко

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис