Общее представление об изучении звуков человеческой речи
Звуки человеческой речи представляют собой сложное явление. Их изучают разные науки – биология, психология, акустика (раздел физики), дефектология (раздел медицины). Из лингвистических дисциплин звуки человеческой речи изучают орфоэпия, орфография, фонетика и фонология.
Важное значение для теории и практики языка имеют две последние дисциплины, которые занимаются изучением образования, строения, восприятия звуков и их роли в процессе общения. У фонетики и фонологии один объект исследования – звуки человеческой речи. Однако эти дисциплины отличаются предметами исследования. Фонетика изучает звуки человеческой речи во всём их многообразии, в том числе и различные оттенки звуков, которые обусловлены их взаимным влиянием друг на друга. Фонология же изучает только такие звуки, которые коммуникативно значимы, то есть способны различать слова по смыслу.
Фонетика как наука о звуках человеческой речи распадается на две относительно самостоятельные дисциплины. Одна из них – артикуляционная фонетика изучает звуки как анатомо-физиологическое явление, другая – акустическая фонетика изучает звуки как явление акустики. В первом случае внимание исследователя направлено на то, как говорящий произносит те или иные звуки и как их особенности связаны с работой органов речи. Во втором случае рассматривается звук как феномен, который оторван от своего «производителя», но в то же время обладает своими отличительными признаками.
Таким образом, выделяют следующие подходы к изучению звуков человеческой речи:
- акустический подход;
- артикуляционный подход;
- фонологический (функциональный) подход.
Характеристика подходов к изучению звуков человеческой речи
Акустический подход к изучению звуков человеческой речи заключается в изучении физических характеристик звуков речи. Основными физическими характеристиками звуков речи считаются:
- высота звука;
- сила звука;
- длительность (долгота) звука;
- тембр.
Звук человеческой речи представляет собой волновое колебание воздушной среды, которое возникает в результате работы органов речи. В связи с этим акустические свойства звука обусловлены особенностями колебаний, которые порождают данный звук.
Артикуляционный подход к изучению звуков человеческой речи заключается в изучении работы органов человека, которые непосредственно участвуют в произнесении речи. Эти органы образуют, так называемый, речевой аппарат, который, в свою очередь, состоит из двух отделов:
- первый отдел представлен дыхательным аппаратом, в состав которого входят лёгкие, бронхи и трахея;
- второй отдел представлен собственно произносительным аппаратом, в состав которого входят гортань и надгортанные органы.
Также надо выделить, что непосредственно в гортани располагаются голосовые связки и хрящи. Надгортанными органами признают глотки, носа и полость рта, в которой находятся органы, занимающиеся окончательным оформлением звуков речи: язык, губы, зубы, десны, альвеолы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок (увула).
Различные звуки речи рождаются в результате совместной работы произносительных органов. Именно этот звуковой аспект речевой деятельности человека рассматривается при применении артикуляционного подхода.
Обе фонетики – акустическая и артикуляционная – изучают как постоянные, так и переменные свойства звуков. Результаты, полученные в артикуляционной и акустической фонетике, образуют эмпирическую и теоретическую базу, на которую опирается фонология.
По мнению одного из основоположников фонологии – Н.С. Трубецкого, фонология – это наука о звуках языка, а фонетика – наука о звуках речи. Фонетика отвечает на вопрос «Как произносится тот или иной звук?». А фонология отвечает на вопрос «Для чего употребляется тот или иной звук? Какие звуковые различия в данном языке связаны со смысловыми различиями?». Фонология изучает не все звуки человеческой речи, а только такие, которые обладают свойством различать слова по смыслу.
На основании этого можно заключить, что фонология занимается изучением функционирования звуков в языке, в чём и состоит функциональный (фонологический) подход к изучению звуков. В данном случае исследуется общественная (социальная) сущность звуков человеческой речи, которая проявляется в осуществлении связи между звуком и смыслом. Поэтому фонология изучает не звук речи как таковой, а особую языковую единицу – фонему.
Взаимосвязь подходов к изучению звуков человеческой речи
Таким образом, звуки человеческой речи исследуются с трёх точек зрения – артикуляционной, акустической и фонологической (функциональной). Каждый из этих аспектов обладает своей системой научных терминов для описания своего объекта исследования. Правда, внешне некоторые термины могут совпадать по звучанию – гласные, согласные, звонкие, глухие и т.п. Но различаются они своим фонетическим содержанием, образуя своего рода омонимы. Есть и другие термины, которые используются или только в артикуляционной фонетике (гласные переднего ряда, заднего ряда, верхнего подъема, переднеязычные и т.д.) или только в акустической фонетике (гласные высокие, низкие, сонорные согласные и т.д.).
Гласные и согласные описываются при помощи разных признаков и в артикуляционной, и в акустической фонетике. Но есть один признак, который объединяет как эти два разных класса звуков человеческой речи, так и два аспекта фонетики. Это долгота звука. В артикуляционной фонетике это продолжительность артикуляции звука, а в акустической – продолжительность его звучания. Долгота противопоставляется краткости. В русском языке в зависимости от фонетических условий долгими и краткими могут быть и гласные, и согласные звуки. Но фонологически они лишены этого признака.