Общие сведения о проблеме определения места возникновения произведения
Определение места возникновения произведения требует тщательного текстологического исследования. В первую очередь, обращаясь к данному вопросу, стоит учитывать, что он непосредственно связан с рядом других вопросов:
- Был ли составитель произведения местным жителем?
- Отразились ли в его произведении местные традиции и местная идеологическая борьба (в случае наличия таковой)?
- В какой степени это произведение по своему содержанию является действительно «местным», а в какой – общегосударственным?
Как показывают результаты изучения места возникновения произведений в Древней Руси в связи с местом постоянного проживания их авторов, чаще всего произведения местного уровня были написаны пришлыми писцами. Например, житие новгородских святых в городе Новгороде было написано сербом Пахомием Логофетом.
Также довольно распространённым при написании компилятором летописей было использование летописей чужого княжества и оставлением в них сведений сугубо местного характера. В частности, судя по всему, «Казанская история» была написана не в Казани (как можно было подумать), а в Москве. Точно также Москва становилась местом создания жития какого-либо немосковского святого.
Ещё одним примером подобного несоответствия месторасположения автора и места, которое лежит в основе содержания произведения, является житие Савватия и Зосимы Соловецких, которое составлялось не только в Соловках, но и в Новгороде, и в Ферапонтовом монастыре.
В рамках рассмотрения данного вопроса стоит упомянуть житие новгородского святого Михаила Клопского. Оно было составлено в Новгороде, но москвичом – Василием Тучковым. Поэтому в данном житии отчётливо проявлялись московские идейные тенденции.
Таким образом, всё выше описанное обуславливает сложность исследования вопроса о происхождении произведения из той или иной местности. По существу, этот вопрос включает в себя целую группу вопросов по истории текста произведения, ответы на которых требуется найти исследователю.
Но чтобы упростить определение места возникновения произведения, принято ограничиваться только одним вопросом. Этот вопрос заключается в том, какие в данной местности самые общие приметы возникновения произведения.
Акцентирование внимания текстологов именно на этом вопросе обусловлено тем, что примета, которая, несмотря на то, что может быть не самой достоверной, но является наиболее часто встречающейся, свидетельствует об особом внимании в произведении к своей местности, городу, княжеству, области.
Признаки, позволяющие определить место происхождения произведения
Местное происхождение произведения может быть определено приведёнными в нём детальными описаниями, точными датами, мелкими географическими и топографическими особенностями. Как пример, в котором бы подробно указывали эти опознавательные знаки, можно привести Новгородскую первую летопись по Синодальному списку под 1228 г. Автор этой летописи достаточно часто и довольно подробно расписывал о новгородских событиях, о той или иной новгородской местности и о самом Новгороде.
Однако совокупность этих данных вовсе не является обязательным признаком определения места возникновения произведения. Например, московские летописи, относящиеся к XV-XVI вв., включают в себя множество местных новгородских событий (это объясняется включением московскими летописными сводами в свой состав обширных новгородских летописей).
Таким образом, при определении места возникновения произведения более достоверным является качественный признак, нежели количественный. Это означает, что текстологу, в первую очередь, стоит обратить своё внимание не на количество и видах деятельности упоминания автором своей местности, а на то, как он о ней пишет, как он её называет.
Особенности установления места возникновения древнерусского произведения
Определение места возникновения какого-либо литературного произведения (свода) напрямую сопряжено со стремлением текстолога установить связи данного произведения с местными явлениями и кругами. Ранее в текстологии за правило было принято совпадение политических устремлений изучаемого произведения и его местных устремлений. Современная текстология доказала, что любая местность характеризовалась наличием различных общественных групп, каждая из которых имела свои собственные тенденции.
В частности, для древнерусских произведений важным является тот факт, что в таких центрах общественной жизни Древней Руси, как Новгород, Ростов, Тверь, были противоречивые друг другу группы населения – тянувшиеся к Москве и противившиеся Москве. Кроме того, в целом ряде конкретных вопросов современной им жизни они занимали совершенно различные позиции. Также необходимо различать княжеские летописные центры от церковных.
Но если при определении места возникновения литературного памятника текстологу акцентировать внимание на отношение автора изучаемого произведения к местному князю, то необходимо учитывать, что благоприятное или неудовлетворительное его описание не означает, что он земляк этого князя или родом из другого княжества. Вполне возможно, что автор просто сторонник или противник этого князя и его политики и это никак не связано с его месторасположением.
Выдать местное происхождение автора произведения может одна его ошибка. Она заключается в том, что автор может принять незнакомое ему географическое название за знакомое ему, местное.
Таким образом, если для того или иного произведения определить их местный характер, а также определить его политические тенденции, то в результате они будут взаимно поддерживать друг друга. В итоге это позволит текстологам более конкретным образом представить себе не только происхождение литературного произведения, но и его идейное содержание.