Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Обучение грамматике у византийцев

Система образования и обучения грамматике у византийцев

Определение 1

Обучение грамматике – это процесс передачи знаний о грамматике от педагога к ученикам.

Как известно, система образования, существовавшая в Византии, базировалась на традициях Древних Греции и Рима. Она находилась под покровительством церкви и контролировалась властями. Немало церковных деятелей одновременно преподавали в начальной или в высшей школе. Основным методом обучения грамматики было:

  • комментирование избранных текстов;
  • толкование отдельных слов и отрывков текста.

Значительная часть произведений средневековых ученых и теологов строилась именно как курс лекций, посвященных комментированию Библии, трудов античных авторов, произведений отцов церкви, текстов из светского и канонического права и тому подобного. Одновременно многие из монашествующих не считали невежество недостатком. Однако именно монахи Студийского монастыря в VIII в. разработали новый вид книжного шрифта - минускул, которой упрощал и ускорял процесс переписывания книг.

В VI в., при непосредственном содействии правительства Византии, Константинопольский университет становится одним из крупных научно-образовательных центров. Когда император Юстиниан проводил законодательные реформы, для их подготовки была создана комиссия, которая состояла из профессоров права Константинопольского университета и Бейрутской юридической школы. Мероприятия, связанные с реорганизацией общественной жизни на уровне быта, права, образования и науки были направлены на уничтожение языческого мировоззрения и противопоставление ему новой христианской православной системы ценностей.

Система образования и науки в это время приспосабливается для решения насущных проблем богословия и практических потребностей политики. Научная и философская мысль античности в плане грамматики рассматривались не столько как историко-культурное наследие, сколько как орудие решения актуальных и злободневных вопросов. В Византии не существовало учебных заведений, которые специализировались бы на подготовке профессиональных философов, как это было во времена античности. Философия использовалась в качестве мировоззренческого основания для повышения общей эрудиции ученных богословов и госслужащих.

«Обучение грамматике у византийцев» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Философские исследования были своеобразными «междисциплинарными студиями», которые возникали в водовороте богословских споров и политических баталий, включая и грамматические. Философия была инструментом решения конкретных задач, иногда таких, которые касались самых тонких богословских материй, стремительного взлета человеческого духа, интуитивных догадок о сущности Божественного первоначала, иногда –банальных учебных программ, которые базировались на логике Аристотеля и, через квадриум и тривиум, двигались к неоплатонической метафизике путем согласования инородного языческого философско-научного наследия с координатами христианского мировоззрения.

Философия не была чисто теоретической дисциплиной, ибо зачем нужны рассуждения сами по себе, и прочие игры ума, если они не направлены на разъяснение божьих истин и путей спасения, или для решения конкретных жизненных проблем? Как заметил один неизвестный монах-летописец: числа, как порождение человеческого разума, сами по себе не существуют. Так же считалась «несуществующей» человеческая мысль, если она не имела достойного предмета размышлений – божественной и достойной цели - возвеличивания имени Божия.

Тенденции исследования философских и грамматических вопросов в Византии

Начиная с Х-ХI вв. можно определить две тенденции в Византийской богословско-философской мысли, повлиявших на осознание грамматических дилемм:

  1. мистическую;
  2. рационалистически направленную.

В рамках последней заметно стремление к анализу и исследованию причинности в природе и обществе, а также их отражение в грамматической системе языка. Откровенно секулярные тенденции обернулись конфликтами с церковными и государственными деятелями. В рамках рационалистического направления изучения наследия древнегреческой науки получило второе дыхание.

Если западноевропейская схоластика базировалась преимущественно на аристотелевской философии, то византийская философия охватывала учения различных школ, но особое место занимало учение Платона. Рационалистическая направленность была характерна философским студиям Михаила Пселла (1018 - 1081) и его ученика Иоанна Итала (1025-1082).

Михаил Пселл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Михаил Пселл. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Пселл известен не только как богослов, философ и историк, но и как политик. Он имел значительное влияние на правительство при Константине IX, а при Константине X был воспитателем наследника престола. В этот период (в 1045) был назначен руководителем философской школы в Константинополе, что само по себе является знаковым событием. Известный своей эрудицией, в исследовательской деятельности он охватил все отрасли философского знания. Его произведения по физике касались решения конкретных проблем и продвинули намного вперед тогдашнюю науку. Пселл утверждал, что природа имеет собственные законы развития, а противоестественные явления (так называемые чудеса), невозможны. В произведениях, посвященные истории, Пселл стремится объяснить ее ход естественными причинами: например, влиянием на исторические события эгоистических наклонностей и стремлений отдельных фигур и социальных групп.

Он осуждает деспотический способ управления государством, который разрушает не только общество, но и самого себя. Именно Пселл начинает исследовать древнее философское грамматическое наследие как целостность, а не как эклектичную совокупность учений.

Пселл был одним из мыслителей, который вернул интерес к Платону и неоплатонизму в эпоху Возрождения. Он использовал методы логики для осмысления философского, грамматического и научного наследия античных авторов. Его ученик Иоанн Итал распространил его методы на богословские проблемы, считая, что разум является не менее важным в исследовании проблемных богословских вопросов, нежели вера.

Дата последнего обновления статьи: 15.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot