Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Медиалингвистика

Содержание статьи

Понятие медиалингвистики

Определение 1

Медиалингвистика – это раздел лингвистики, который занимается изучением функционирования языка в медиасфере, то есть в сфере современных массовых коммуникаций, представленных печатными, радио- и телевещательными, сетевыми медиа и другими средствами массовой коммуникации.

Одним из основных понятий в данном лингвистическом направлении является массовая коммуникация, которая представляет собой процесс воспроизводства массового сознания, заключающееся в производстве средствами массовой коммуникации сообщений, направленных на массовое сознание, и их передачу людям с помощью специальных средств.

Массовость проявляется в предоставлении подавляющей части общества развлечений и информации, а также в демонстрации быта различных категорий населения.

Формирование медиалингвистики было вызвано, с одной стороны, разрастающимся процессом дифференциации общей лингвистики на отдельные, частные направления (результатом этой дифференциации стало появление таких лингвистических направлений, как социальное, психологическое, политическое, юридическое и др.).

С другой стороны, причиной выделения медиалингвистики стало резкое развитие в современном обществе массовых коммуникаций, основным компонентом которых был языковой (устное и письменное обращение к людям).

Замечание 1

Предметом медиалингвистики выступают языки средств массовой информации и медиаречь.

Языки средств массовой информации

Языки средств массовой информации в некоторой степени выражают текущее состояния языка современного общества. Это проявляется в отражении в этих языках основных тенденций языковой системы и, следовательно, возможности их выявить при анализе отдельно взятых языков средств массовой информации.

Готовые работы на аналогичную тему

Под языком средств массовой информации можно понимать несколько явлений:

  • это весь массив многочисленных текстов, которые воспроизводятся и распространяются средствами массовой информации;
  • это подсистема языковой системы, которая отмечается наличием устойчивого характера и определенной совокупности лингвостилистических признаков и свойств;
  • это специфическая знаковая система, которая относится к смешанному типу благодаря наличию уникального для каждого из видов средств массовой информации соотношения между вербальным и аудиовизуальным механизмами передачи массовой информации.

Среди средств массовой информации выделяют несколько основных видов, язык каждого из них характеризуется наличием специфичных черт, присущих только ему:

  • язык радио отмечается сочетанием словесного и звукового компонентов, в следствие этого ему предоставляется возможность использовать большое число средств широкого звукового ряда (музыкальных композиций, шумовых эффектов, индивидуальных свойств речи: интонация, темп, тембр, акценты и т.д.), благодаря которой он превращается в средство массовой информации, способное оказывать сильное воздействие на аудиторию;
  • более совершенным средством воздействия на общественное сознание по сравнению с языком радио является язык телевидения, поскольку кроме словесного и звукового компонентов имеет место быть визуальный компонент, который представляет собой движущееся цветное изображение;
  • бурное развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению Интернета и, следовательно, его языка, которое представляет собой объединение аккумулированных достижений и признаков языков всех традиционных средств массовой информации, представленное в виде не линейной, а многоуровневой, сетевой системы (ссылки, межтекстовые связи и т.п.);
  • отличительной чертой языка печатных средств массовой информации (газет, журналов и т.д.) является сочетание вербальных и графических компонентов, особое внимание в которых уделяется типу и размеру шрифта, наличию/отсутствию изображений, цветовой гамме, качестве бумаги, структурному расположению материалов и т.д.

Медиаречь

Определение 2

Под медиаречью принято понимать сообщение, которое функционирует в сфере средств массовой информации.

В медиалингвистике наравне с термином «медиаречь» используется термин «медиатекст», понятия которых во многом совпадают.

Медиаречь характеризуется своими разнородностью и многообразием, которые вызваны различием используемых лексических, грамматических и т.п. средств языкового выражения, выбранной темы сообщения, целевой аудитории, традиций конкретного средства массовой информации и т.д. Но главной характеристикой, присущей любой медиаречи, является ее ориентация на воздействие.

Как правило, выделяют два основных вида медиаречи, основание которых заключается в противопоставлении медиаречей по месту их происхождения.

Первый вид представлен медиаречью, которая была сформирована непосредственно в коммуникативной среде средств массовой информации. Этот вид медиаречи нашёл отражение в функциональной стилистике, где был отдельно выделен публицистический стиль речи.

Второй вид медиаречи был создан вне медиапространства, следовательно, он может быть создан в любом функциональном стиле (кроме, естественно, публицистического), но функционирует в коммуникативной среде средств массовой информации. Примером такой медиаречи могут выступать публикуемые в газетах тексты официальных документов и отрывки из художественных произведений, трансляция музыкальных треков и клипов и т. п.

У медиаречи как у особого явления языковой системы можно выделить следующие характерные для нее свойства:

  • утилитарность – публикация медиаречи решает стоящие перед ней практические задачи;
  • актуальность – медиаречь предназначена для восприятия людьми «здесь и сейчас»;
  • перформативность – медиаречь представляет собой языковое выражение, эквивалентное предмету или явлению действительности;
  • необратимость – невозможность в конкретных условиях восприятия медиаречи вернуться к её предшествующему фрагменту. Указанные выше четыре свойства медиаречи оказывает существенное влияние на её содержание и лексико-грамматическую структуру.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Александровна Лисовская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис