Понятие медиалингвистики
Медиалингвистика – это раздел лингвистики, который занимается изучением функционирования языка в медиасфере, то есть в сфере современных массовых коммуникаций, представленных печатными, радио- и телевещательными, сетевыми медиа и другими средствами массовой коммуникации.
Одним из основных понятий в данном лингвистическом направлении является массовая коммуникация, которая представляет собой процесс воспроизводства массового сознания, заключающееся в производстве средствами массовой коммуникации сообщений, направленных на массовое сознание, и их передачу людям с помощью специальных средств.
Массовость проявляется в предоставлении подавляющей части общества развлечений и информации, а также в демонстрации быта различных категорий населения.
Формирование медиалингвистики было вызвано, с одной стороны, разрастающимся процессом дифференциации общей лингвистики на отдельные, частные направления (результатом этой дифференциации стало появление таких лингвистических направлений, как социальное, психологическое, политическое, юридическое и др.).
С другой стороны, причиной выделения медиалингвистики стало резкое развитие в современном обществе массовых коммуникаций, основным компонентом которых был языковой (устное и письменное обращение к людям).
Предметом медиалингвистики выступают языки средств массовой информации и медиаречь.
Языки средств массовой информации
Языки средств массовой информации в некоторой степени выражают текущее состояния языка современного общества. Это проявляется в отражении в этих языках основных тенденций языковой системы и, следовательно, возможности их выявить при анализе отдельно взятых языков средств массовой информации.
Под языком средств массовой информации можно понимать несколько явлений:
- это весь массив многочисленных текстов, которые воспроизводятся и распространяются средствами массовой информации;
- это подсистема языковой системы, которая отмечается наличием устойчивого характера и определенной совокупности лингвостилистических признаков и свойств;
- это специфическая знаковая система, которая относится к смешанному типу благодаря наличию уникального для каждого из видов средств массовой информации соотношения между вербальным и аудиовизуальным механизмами передачи массовой информации.
Среди средств массовой информации выделяют несколько основных видов, язык каждого из них характеризуется наличием специфичных черт, присущих только ему:
- язык радио отмечается сочетанием словесного и звукового компонентов, в следствие этого ему предоставляется возможность использовать большое число средств широкого звукового ряда (музыкальных композиций, шумовых эффектов, индивидуальных свойств речи: интонация, темп, тембр, акценты и т.д.), благодаря которой он превращается в средство массовой информации, способное оказывать сильное воздействие на аудиторию;
- более совершенным средством воздействия на общественное сознание по сравнению с языком радио является язык телевидения, поскольку кроме словесного и звукового компонентов имеет место быть визуальный компонент, который представляет собой движущееся цветное изображение;
- бурное развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению Интернета и, следовательно, его языка, которое представляет собой объединение аккумулированных достижений и признаков языков всех традиционных средств массовой информации, представленное в виде не линейной, а многоуровневой, сетевой системы (ссылки, межтекстовые связи и т.п.);
- отличительной чертой языка печатных средств массовой информации (газет, журналов и т.д.) является сочетание вербальных и графических компонентов, особое внимание в которых уделяется типу и размеру шрифта, наличию/отсутствию изображений, цветовой гамме, качестве бумаги, структурному расположению материалов и т.д.
Медиаречь
Под медиаречью принято понимать сообщение, которое функционирует в сфере средств массовой информации.
В медиалингвистике наравне с термином «медиаречь» используется термин «медиатекст», понятия которых во многом совпадают.
Медиаречь характеризуется своими разнородностью и многообразием, которые вызваны различием используемых лексических, грамматических и т.п. средств языкового выражения, выбранной темы сообщения, целевой аудитории, традиций конкретного средства массовой информации и т.д. Но главной характеристикой, присущей любой медиаречи, является ее ориентация на воздействие.
Как правило, выделяют два основных вида медиаречи, основание которых заключается в противопоставлении медиаречей по месту их происхождения.
Первый вид представлен медиаречью, которая была сформирована непосредственно в коммуникативной среде средств массовой информации. Этот вид медиаречи нашёл отражение в функциональной стилистике, где был отдельно выделен публицистический стиль речи.
Второй вид медиаречи был создан вне медиапространства, следовательно, он может быть создан в любом функциональном стиле (кроме, естественно, публицистического), но функционирует в коммуникативной среде средств массовой информации. Примером такой медиаречи могут выступать публикуемые в газетах тексты официальных документов и отрывки из художественных произведений, трансляция музыкальных треков и клипов и т. п.
У медиаречи как у особого явления языковой системы можно выделить следующие характерные для нее свойства:
- утилитарность – публикация медиаречи решает стоящие перед ней практические задачи;
- актуальность – медиаречь предназначена для восприятия людьми «здесь и сейчас»;
- перформативность – медиаречь представляет собой языковое выражение, эквивалентное предмету или явлению действительности;
- необратимость – невозможность в конкретных условиях восприятия медиаречи вернуться к её предшествующему фрагменту. Указанные выше четыре свойства медиаречи оказывает существенное влияние на её содержание и лексико-грамматическую структуру.