Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистический компаративизм и образующие его области исследований

Определение 1

Компаративизм – это совокупность сравнительно-исторических методов, с помощью которых устанавливаются соответствия между языками.

Области исследований, образующие лингвистический компаративизм

Лингвистический компаративизм возник в начале XIX века. В то время он представлял собой сочетание следующих направлений:

  • историко-генетическое направление – в сущности им называют компаративистику (сравнительно-историческое языкознание) в узком смысле слова, которая при сравнении языков в обязательном порядке учитывает фактор времени и фактор пространства;
  • типологическое направление – сопоставление языков в его рамках в определённой степени отвлекается от факторов времени и пространства и в основном опирается на формальные признаки языковых единиц.

Исследовательская деятельность в области лингвистического компаративизма может значительно отличаться у разных языковедов. В деятельности одних языковедов могут очень тесно пересекаться как историко-генетический, так и типологический подходы. В деятельности же других языковедов акцент бывает сделан только на одном из подходов: либо на сравнении ради определения общих и различительных признаков языков, либо на обнаружении общего происхождения и путей развития языков.

На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков учёные выделили в лингвистическом компаративизме третье самостоятельное направление – ареальное (пространственное) языкознание. Эта область лингвистических знаний занимается изучением взаимодействия географически контактирующих языков, которое при достаточном уровне развития может привести к формированию языковых союзов. Главным методом ареального языкознания является лингвистическая география.

Замечание 1

Нередко учёные в рамках генетического компаративизма выделяют историко-генетический и ареальный подходы как два основных метода, используемых в сравнительно-историческом языкознании.

«Лингвистический компаративизм и образующие его области исследований» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Позднее, в середине двадцатого столетия в работах некоторых лингвистов в качестве самостоятельного направления лингвистической компаративизма выделялась, так называемая, сопоставительная / контрастивная / конфронтивная лингвистика, предназначение которой в основном заключалось в обслуживании потребностей лингводидактики и лексикографической практики.

Характеристика сравнительно-исторического языкознания

Наиболее разработанным на данный момент направлением лингвистического компаративизма считается сравнительно-историческое языкознание, исследования в рамках которого проводятся в целях:

  • установления закономерных и регулярных соответствий между родственными, то есть генетическими связанными, языками;
  • описания эволюции родственных языков во времени и в пространстве, которое должно базироваться на доказательствах общности их происхождения из одного праязыка (языка-основы).

Основными объектами изучения сравнительно-исторического языкознания выступают семьи и группы родственных языков.

Обычно представителей сравнительно-исторического языкознания подразделяют на две группы: одни лингвисты заостряют внимание на сравнительном, сопоставительном начале, которое во многом напоминает типологический подход, а другие лингвисты – на историческом (генетическом, эволюционном) начале.

Лежащий в основе данного направления сравнительно-исторический метод используется в качестве основного инструмента исследования, которое преследует следующие цели:

  • моделирование воссозданных праязыковых состояний отдельных семей и групп родственных языков мира, а также их последующее развитие и членение на самостоятельные языки;
  • построение сравнительно-исторического описания языков, входящих в ту или иную общность родственных языков.
Определение 2

Сравнительно-исторический метод представляет собой совокупность приёмов теоретического познания и практического освоения родственных отношений между языками и их пространственно-временного развития.

Главными сравнительно-историческими приёмами считаются:

  • определение генетической принадлежности языковых данных;
  • выявление в сравниваемых языках соответствий и аномалий и их систематизация на разных уровнях;
  • построение моделей архетипов (исходных праязыковых форм);
  • реконструкция языковых состояний (как первоначальных, так и промежуточных);
  • хронологическая и пространственная локализация языковых явлений и состояний;
  • предпринимаемая на основе реализации предыдущих приёмов генеалогическая классификация языков.

Доминирующим приёмом является сравнение, в основе которого лежит системный поход к языку. В основном он применяется на морфологическом (сравнение генетически тождественных морфем (корней и аффиксов), словообразовательных способов, форм словоизменения) и фонетико-фонологическом (сравнение находящихся в составе морфем звуков-фонем) уровнях языка.

Реализуя приём сравнения, лингвисты привлекают некий язык, с которым будут сопоставляться другие изучаемые языки. Поэтому, как правило, выбирают язык, характеризующийся древнейшей письменной традицией. Например, для индоевропейских языков таким образцом долгое время выступал санскрит, а в последнее время стали всё чаще привлекаться анатолийские (хетто-лувийские) языки.

Если языковые явления изучаются только на разных временных срезах, то исследователи используют приёмы внутренней реконструкции. Последняя вызывают сложности для лингвистов, если реконструируют архаичные значения слов, а также некоторые синтаксические явления.

Исследование в области сравнительно-исторического языкознания может быть построено как ретроспективно (то есть от исторически засвидетельствованного состояния к первоначальному), так и перспективно (то есть от первоначального состояния к исторически засвидетельствованному в более позднее время).

В процессе развития лингвистического компаративизма сравнительно-исторический метод стал всё чаще применяться в сочетании с типологическими, филологическими, вероятностными методами, а также с лингвогеографическими (ареальными) приёмами.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot