Компаративизм – это совокупность сравнительно-исторических методов, с помощью которых устанавливаются соответствия между языками.
Области исследований, образующие лингвистический компаративизм
Лингвистический компаративизм возник в начале XIX века. В то время он представлял собой сочетание следующих направлений:
- историко-генетическое направление – в сущности им называют компаративистику (сравнительно-историческое языкознание) в узком смысле слова, которая при сравнении языков в обязательном порядке учитывает фактор времени и фактор пространства;
- типологическое направление – сопоставление языков в его рамках в определённой степени отвлекается от факторов времени и пространства и в основном опирается на формальные признаки языковых единиц.
Исследовательская деятельность в области лингвистического компаративизма может значительно отличаться у разных языковедов. В деятельности одних языковедов могут очень тесно пересекаться как историко-генетический, так и типологический подходы. В деятельности же других языковедов акцент бывает сделан только на одном из подходов: либо на сравнении ради определения общих и различительных признаков языков, либо на обнаружении общего происхождения и путей развития языков.
На рубеже девятнадцатого-двадцатого веков учёные выделили в лингвистическом компаративизме третье самостоятельное направление – ареальное (пространственное) языкознание. Эта область лингвистических знаний занимается изучением взаимодействия географически контактирующих языков, которое при достаточном уровне развития может привести к формированию языковых союзов. Главным методом ареального языкознания является лингвистическая география.
Нередко учёные в рамках генетического компаративизма выделяют историко-генетический и ареальный подходы как два основных метода, используемых в сравнительно-историческом языкознании.
Позднее, в середине двадцатого столетия в работах некоторых лингвистов в качестве самостоятельного направления лингвистической компаративизма выделялась, так называемая, сопоставительная / контрастивная / конфронтивная лингвистика, предназначение которой в основном заключалось в обслуживании потребностей лингводидактики и лексикографической практики.
Характеристика сравнительно-исторического языкознания
Наиболее разработанным на данный момент направлением лингвистического компаративизма считается сравнительно-историческое языкознание, исследования в рамках которого проводятся в целях:
- установления закономерных и регулярных соответствий между родственными, то есть генетическими связанными, языками;
- описания эволюции родственных языков во времени и в пространстве, которое должно базироваться на доказательствах общности их происхождения из одного праязыка (языка-основы).
Основными объектами изучения сравнительно-исторического языкознания выступают семьи и группы родственных языков.
Обычно представителей сравнительно-исторического языкознания подразделяют на две группы: одни лингвисты заостряют внимание на сравнительном, сопоставительном начале, которое во многом напоминает типологический подход, а другие лингвисты – на историческом (генетическом, эволюционном) начале.
Лежащий в основе данного направления сравнительно-исторический метод используется в качестве основного инструмента исследования, которое преследует следующие цели:
- моделирование воссозданных праязыковых состояний отдельных семей и групп родственных языков мира, а также их последующее развитие и членение на самостоятельные языки;
- построение сравнительно-исторического описания языков, входящих в ту или иную общность родственных языков.
Сравнительно-исторический метод представляет собой совокупность приёмов теоретического познания и практического освоения родственных отношений между языками и их пространственно-временного развития.
Главными сравнительно-историческими приёмами считаются:
- определение генетической принадлежности языковых данных;
- выявление в сравниваемых языках соответствий и аномалий и их систематизация на разных уровнях;
- построение моделей архетипов (исходных праязыковых форм);
- реконструкция языковых состояний (как первоначальных, так и промежуточных);
- хронологическая и пространственная локализация языковых явлений и состояний;
- предпринимаемая на основе реализации предыдущих приёмов генеалогическая классификация языков.
Доминирующим приёмом является сравнение, в основе которого лежит системный поход к языку. В основном он применяется на морфологическом (сравнение генетически тождественных морфем (корней и аффиксов), словообразовательных способов, форм словоизменения) и фонетико-фонологическом (сравнение находящихся в составе морфем звуков-фонем) уровнях языка.
Реализуя приём сравнения, лингвисты привлекают некий язык, с которым будут сопоставляться другие изучаемые языки. Поэтому, как правило, выбирают язык, характеризующийся древнейшей письменной традицией. Например, для индоевропейских языков таким образцом долгое время выступал санскрит, а в последнее время стали всё чаще привлекаться анатолийские (хетто-лувийские) языки.
Если языковые явления изучаются только на разных временных срезах, то исследователи используют приёмы внутренней реконструкции. Последняя вызывают сложности для лингвистов, если реконструируют архаичные значения слов, а также некоторые синтаксические явления.
Исследование в области сравнительно-исторического языкознания может быть построено как ретроспективно (то есть от исторически засвидетельствованного состояния к первоначальному), так и перспективно (то есть от первоначального состояния к исторически засвидетельствованному в более позднее время).
В процессе развития лингвистического компаративизма сравнительно-исторический метод стал всё чаще применяться в сочетании с типологическими, филологическими, вероятностными методами, а также с лингвогеографическими (ареальными) приёмами.