Основные сведения о Пьере Абеляре и его учении об универсалиях
Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.) – это известный философ Средневековья, французский теолог, схоласт, поэт и музыкант Он считается одним из основоположников концептуализма, согласно которому познание не исходит из опыта, но проявляется вместе с ним. Это направление схоластической философии, помимо прочего, оказало непосредственное влияние на лингвистические работы Абеляра.
Пьер Абеляр сформулировал собственную философскую доктрину, в которой обсуждались вопросы о сущности общих понятий, об их отношении к вещи и языку, о взаимоотношениях знания, разума и религиозных догм. В ней Абеляр давал человеческому разуму высокую оценку, что во многих случаях вводило Абеляра в конфликт с Церковью. Поэтому философу неоднократно приходилось открыто отказываться от своих убеждений.
Несмотря на то, что эти отступления оказывались временными, именно из-за них изучение результатов научной и философской деятельности Абеляра было затруднено. Его работы отличались расплывчатостью и нечёткостью философских позиций, что в итоге вылилось в стремлении Абеляра в своих работах согласовать разум и религию, Античность и христианство.
Тем не менее Пьер Абеляр считается одной из эпохальных личностей истории средневековой науки и философии. В частности, он проанализировал спор реалистов и номиналистов:
- выделив достоинства и недостатки обоих направлений;
- дав собственную оценку реализму и номинализму;
- указав новые направления дальнейшего развития науки и философии;
- подчеркнув в познании объективного мира значение и роль человеческого разума.
Стоит отметить, что Абеляр в большей степени поддерживал концептуальные позиции номинализма, отвергнув только его крайности, и критично относился к реализму.
Таким образом, учение Абеляра можно рассматривать как дальнейшее развитие номинализма с опорой на разум. Абеляр неизменно видел в слове его значение, превращая тем самым слово в концепт. Кроме того, по Абеляру общее понятие есть обобщение, которое возникло из сравнения вещей между собой. Но это обобщение требует работы памяти, разума, мысли, которые оперируют обозначающими роды и виды знаками и словами и поэтому нереализуемы без языка. Следовательно, прослеживается непосредственная связь номинализма и концептуализма.
Абеляр смог переломить тенденцию возвышения реалистических учений и возродил номинализм на более высоком уровне развития, который способствовал признанию роли разума.
Религиозный аспект в работах Пьера Абеляра
Однако это учение Абеляра стало причиной гонений на него. Француз держался позиций номинализма и сближения теологии с философией. Олицетворением этих движений был трактат Абеляра «Sic et Non», на который с большой критикой обрушались поборники религиозной догматики, не допустив широкого распространения этого труда.
Например, по мнению французского богослова Бернарда Клервосского произведения Абеляра являются «отвратительными». Основанием для такой позиции считались не только названия его произведений, но и расписанный в них догматизм: их содержание было направлено против божества и наполнено злостными измышлениями.
Пьер Абеляр в своём трактате осуществил сравнение положений насчёт наиболее важных вопросов религиозной догматики, которые были представлены в Священном Писании и в трудах Отцов Церкви. В результате было выявлено их многочисленное противоречие друг другу. Абеляр по итогам этого сравнения не сделал никаких выводов. Очевидно, что данная работа должна была служить отправной точкой для создания другого теологического трактата. Этот трактат, скорее всего, должен был служить «разумной проверкой» утверждений теологии, однако он так и не был составлен.
Свою принципиальную позицию Абеляр дал понять в изложенной во введении к трактату «Sic et Non» цели его написания. В ней Абеляр касался следующих вопросов:
- затруднение при интерпретации богословских текстов, которые были обращены, в первую очередь, народу, а не учёным;
- слишком большое количество подделок;
- «испорченность» текстов, которая была вызвана действиями копиистов и затрудняла их расшифровку;
- отказ некоторых авторов от утверждений, изложенных ими в своих рукописях;
- многозначность слов, которая может привести к ошибочной интерпретации мысли автора текста;
- совершение авторами ошибок, что было вызвано их недостаточной осведомлённостью.
Кроме того, Абеляр заявляет о необходимости отдельно рассматривать канонические версии Ветхого и Нового завета, послания апостолов и другие произведения, написанные на религиозные темы.
Трактат «Sic et Non» не стоит рассматривать как выражение атеистических взглядов Абеляра. Он является только свидетельством намерения Абеляра утвердить роль разума в понимании религиозного догмата, который если и принимать, то только являясь разумно убеждённым в его правоте.
Выводы о деятельности Абеляра
Подводя итог рассмотрению деятельности Пьера Абеляра можно сделать вывод, что он безусловно являлся одним из самых выдающихся философов своего времени и направления. Особенный интерес вызывал его спор с основным противником – Бернардом Клеровсским, который считался не менее интересной личностью, убеждённым поборником христианской ортодоксии, человеком преимущественно консервативного ума.
По сути Пьер Абеляр, который опирался на разум и пользовался в значительной степени большим престижем, был представителем передового для своего времени и перспективного философского и научного течения. Впоследствии это течение во многом определило дальнейшее развитие философии Средневековья. Так, все дискуссии и столкновения философских школ, имевших место быть в Париже – центре тогдашней науки Европы, отражали в себе концептуалистическую окраску философии Абеляра.
Абеляр ознаменовал собой окончание первой эпохи схоластической философии, которая в качестве основной проблемы рассматривала сущность общих понятий (в философии) и соотношение знания и религии (в теологии).