Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Лингвистическая мысль в древних Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии

Общее представление о развитии лингвистической мысли в странах Юго-восточной Азии

В Бирме (современная Мьянма), Тибете, Индонезии и Малайзии лингвистическая мысль и соответствующие ей научные школы стали складываться в период Средневековья. Их формирование происходило под воздействием других школ, которые были разработаны на основе лингвистических традициях более высокого уровня, поэтому их достижения синтезировались лингвистической мыслью данных стран.

Это положение подтверждается следующими фактическими данными о вышеназванных национальных лингвистических школах:

  • бирманские лингвисты при изучении языковых явлений во много опирались на лингвистические идеи из Китая;
  • для тибетцев характерным было сочетание подходов, которые были заимствованы из индийского и китайского языкознания;
  • направленность лингвистической мысли Индонезии и Малайзии подвергалась воздействию со стороны последовательно сменявших друг друга индийской, арабской и европейской лингвистических традиций.
Замечание 1

Несмотря на это, языковедческие школы Бирмы, Тибета, Индонезии и Малайзии отличались высокой степенью оригинальности в области осознания специфики своих родных языков.

На сей день имеется больше сведений о бирманском и тибетском языкознании.

Характеристика бирманского языкознания

Бирманские лингвисты, которые были последователями китайской языковедческой традиции, довольно рано отразили в своих работах характеристику своего родного языка как языка слогового, изолирующего и тонального.

В большей степени бирманцы при изучении языка обращали внимание не на звуковой состав слова, а на его орфографический облик.

В качестве слогового языка слоги бирманских слов представлялись в виде «инициали» (начальной согласной) и «гласной» (то есть финали, которая могла содержать и согласные звуки). Особенности графики бирманского языка обуславливали некорректное установление частей финали (в частности, медиали).

«Лингвистическая мысль в древних Бирме, Тибете, Индонезии и Малайзии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Линейные границы слогов и морфем в основном совпадали, поэтому они фактически отождествлялись.

В бирманском языке выделялось только три тона, так как четвёртый тон произошёл позже и поэтому не обозначался тональным знаком.

Что касается бирманской грамматики, то морфология и синтаксис чётко не разграничивалось друг от друга. За правило было взято деление всех слов частиц (служебных морфем) на именные и глагольные. Считалось, что с последними сближались слова, которые обозначают качества.

Подлежащие и дополнение в предложении характеризовались с точки зрения исполняемой ими «роли». А определение и обстоятельство подобно китайскому языкознанию объединялись в одном члене предложения.

Вообще к грамматическим вопросам относились все наиболее частные языковые явления. Для описания языковых фактов преимущественно использовался, так называемый, «списочный» подход, который был обусловлен спецификой бирманского языка – отсутствием морфологических парадигм и использованием служебных слов и немногочисленных аффиксов в качестве грамматических показателей.

Отличительные черты лингвистической мысли в Тибете

Языкознание Древнего Тибета также характеризовалось высокой степенью оригинальности.

Представители тибетского народа заселили современную территорию Тибета в VI-V веках до нашей эры, придя из китайского Кукунора. В ходе долгого исторического развития Тибетское государство сложилось только в начале VII века нашей эры. Официальной религией этого государства в 787 году был признан буддизм, который использовал в качестве своего основного языка санскрит и к XVI веку трансформировался в ламаизм.

Начало VII века было отмечено возникновением тибетского письма. Он был основан на индийской письменности гуптского варианта брахми, который был дополнен рядом графем для звуков, отсутствующих в санскрите. Кроме того, была разработана тибетская транслитерация слов на санскрите.

Первые в Тибете грамматические труды появились в VII-VIII веках. Они были созданы в русле индийской грамматической традиции, поэтому в основном были посвящены:

  • сопоставительному описанию 30 знаков тибетского и 50 знаков санскритского алфавитов;
  • характеристике 20 графем, которые отсутствовали в тибетском письме;
  • обоснованию реформ и изменений тибетской графики, которые преимущественно вызваны влиянием китайского буддизма.

С фонетической точки зрения тибетское языкознание давало звукам характеристику скорее морфологическую, так как учитывалась специфическая структура тибетского слога. Кроме того, относительно рано началось изучение комбинаторики звуков.

Тибетцы зачастую обозначали группы знаков числами, благодаря чему порождали некоторое число фонем (это было прообразом идей Ф. де Соссюра и глоссематиков). Во время классификации тибетских звуков были синтезированы индийская и китайская традиции, что вылилось в сочетании артикуляционных и комбинаторных признаков классификации.

Также достаточно ранним было осознание тибетцами своеобразия структуры их языка, что было отображено в их грамматических сочинениях. Вслед за Панини, ориентируясь только на семантическое определение падежа (через цели, роли деятеля, источника, орудия, принадлежности, местонахождения), пронумеровали падежи.

Был построен своеобразный семантический метаязык, который использовался в описании плана содержания тибетского языка. В соответствии с ним были выделены метаязыковые семантические разряды, по которым были распределены падежи и частицы.

Ещё были сформулированы зачаточные положения теории активного и эргативного строя предложения.

Самыми известными тибетскими авторами научных трудов на тему языка и его явлений были:

  • Че-кхйи-бруг – начало VIII века;
  • Тхонми Самбхота – создатель тибетской грамматической традиции;
  • Атиша – XI век;
  • Ло-дан шэй-раб – XII век;
  • Сод-нам цзе-мо – XII век;
  • Лодой дан-ба - XII-XIII века;
  • Чон-дон до-рчже чжалцан - XII-XIII века;
  • Дхармапалабхадра – XV век;
  • Янчжан да-ба’и до – XVI-XVII века;
  • Махапандит Си-ту – XVIII век.
Дата последнего обновления статьи: 23.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot