Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Многозначность в лексикологии

Общее понятие многозначности

Определение 1

Многозначность – это языковое явление, которое заключается в наличии у одной языковой единицы нескольких (двух или более) значений.

В международной лингвистике более распространённым и используемым термином, которым называют явление многозначности, является слово «полисемия» (произошло от сочетания двух греческих слов «polý» и «sêma», которые переводятся на русский язык как «много» и «знак»).

Замечание 1

Важными условиями многозначности являются историческая обусловленность этого сочетания в одном слове нескольких значений или их взаимосвязь по смыслу и происхождению.

Характерной чертой явления многозначности, которая позволяет отличить её от омонимии, является существование определённой связи между значениями многозначного слова. Таким образом, эти значения рассматриваются как значения одного слова, в то время как в омонимии они являются самостоятельными лексическими единицами.

Характеристика лексической многозначности

В этой статье будет рассматриваться лексическая многозначность, в которой слова выражают несколько лексических значений. Следовательно, для осознания явления многозначности необходимо чётко определить, что понимают под лексическим значением. Оно представляет собой соотнесённость фонологической составляющей языковой единицы с соответствующими предметами или явлениями, существующими в окружающей действительности.

Лексическую многозначность следует отличать от грамматической, где одна и та же словоформа может выражать грамматически различные значения (например, «они мне позвонили сегодня утром» - «в дверь позвонили»).

Лексическая многозначность и её особенности во многом определяют специфику словарного состава различных языков мира и обуславливают отличия их семантических структур.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве примера лексически многозначного слова можно привести слово «область», которое может употребляться в следующих значениях:

  1. регион, крупный участок, часть страны;
  2. в некоторых государствах: крупная административно-территориальная единица;
  3. место на теле человека или животного (анатомический термин);
  4. отрасль, раздел чего-либо (переносное значение);
  5. областной центр по отношению к подчинённой территории (в разговорном стиле).

Использование слова в каком-то определённом значении определяется тем, с какими словами сочетается данное слово. На примере слова «область» перечисленные выше значения, соответственно, выражаются следующими сочетаниями: «засушливая область»; «Московская область»; «боли в области живота»; «новости из области спорта»; «администрация получила из области распоряжение».

Кроме слов, с которыми образуется словосочетание, значение конкретного слова может выражаться и более крупными фрагментами предложений и текста – контекстом. Например, отдельно взятое словосочетание «обширная область» не может передать какое-то конкретное значение. Только узнав о его контекстном употреблении, можно узнать, что речь идёт о месте на теле человека (например, в медицинском заключении).

Однако контекст может не только устранить сомнения в использовании слова в каком-либо значении, но и вызвать ситуации семантической диффузности, которая представляет собой отсутствие разграничения между совмещёнными несколькими отдельными лексическими значениями. Например, в высказывании «Указания Правительства России были своевременно переданы в область» слово «область» выражает одновременно значения, отображенные во втором и пятом пунктах.

Особенности многозначности на других уровнях языковой системы

Некоторые значения могут выражаться только в сочетании с определяющим словом (например, «область живота»). Иногда некоторые значения слов выражается только фразеологически связанным сочетанием (например, значение слова «поле», которое во множественном числе может обозначать край шляпы, выражается словосочетанием «поля шляпы»).

Особенности многозначности находят своё отражение в словообразовательных процессах. В тех случаях, когда многозначное слово является производящим, производные слова соотносятся только с отдельными значениями многозначных слов. Например, прилагательное «областной» было образовано от существительного «область» во втором его значении.

Кроме того, бывают ситуации, в которых значение производных слов в значительной степени отличается от общей семантики словообразовательного гнезда. Например, производное слово «проработать», означающее «подвергать критике», разительно отличается от значения производящего слова.

Значения многозначного слова образуют определённое семантическое единство. Но при этом между ними существует связь, которая может быть основана на нескольких положениях. В соответствии с ними в учении о многозначности выделяют следующие виды связей значений:

  • метафорическая связь значений - основывается на сходстве существующих реалий (по форме, цвету, внешнему виду, положению, ценности, выполняемым функциям);
  • метонимическая связь значений - основывается на смежности, вовлеченности выражаемых значений в одну ситуацию;
  • семантическая связь значений - основывается на наличии у них общей семы, то есть единицы содержания, выражающая определённые элементы смысла.
Замечание 2

Следует заметить, что семантическая связь значений не всегда предполагает связь переносного значения слова с основным. В ряде случаев возможна связь лишь с ассоциативными признаками, например, «изделие из гранита» и «гранит науки».

Явление многозначности наряду с другими лингвистическими процессами является одним из предметов изучения сравнительно-исторического языкознания. Это обусловлено тем, что язык постоянно развивается, это, помимо прочего, влечёт за собой увеличение словарного состава, одним из способов которого является появление у уже существующих слов новых значений. Со времен соотношение между основным (первоначальным) и производными значениями может меняться (какое-то значение употребляется чаще, какое-то – реже), что и вызывает научный интерес.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анна Юрьевна Рашевская

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис