Общая характеристика делового общения
Деловое общение – это разновидность общения, коммуникативно-профессиональная деятельность, все участники которой в значительной степени заинтересованы в решении конкретной (производственной, коммерческой, научной и т.п.) задачи.
Деловое общение реализует следующие основные функции:
- организация совместной деятельности;
- формирование и развитие межличностных отношений;
- познание людьми друг друга.
Организация делового общения может быть представлена в виде деловых переговоров, делового совещания, деловой беседы, публичного выступления, дискуссии, спора, полемики, деловой переписки и других форм.
Наиболее распространённой формой делового общения является служебное общение, то есть взаимодействие людей, которое имеет место быть в организации в её рабочее время.
Деловое общение может быть представлено переговорами представителей независимых друг от друга организаций и общением руководителя и подчинённых ему работников.
Деловое общение подразумевает взаимодействие, как минимум, двух людей. Это означает, что они своей речевой деятельностью, сопровождаемой невербальными элементами, воздействуют друг на друга. Это воздействие может выражаться поощрением, критикой и наказанием.
Особое место в деловом общении отводится его управлению, которое заключается в целенаправленном воздействии и ориентации участников делового общения в желаемом направлении. Это управление реализуется в речи через следующие социально-психологические методы:
- заражение — это воздействие, которое заключается в принятии личностью на подсознательном уровне определенного психологического состояния;
- внушение — это воздействие авторитетного субъекта, которому безоговорочно доверяют;
- подражание — это воздействие, которое осуществляется воспроизводством одним человеком определенных манер и черт поведения другого человека (самыми яркими примерами подражания являются следование современной моде и копирование в значительной степени поведения кумира);
- убеждение — это целенаправленное воздействие, которое оказывается через внедрение взглядов и мыслей одного человека в систему мышления другого.
Роль культуры речи в деловом общении
Успешной организации взаимодействия людей в деловой сфере способствует высокий уровень их коммуникативной культуры. Под последней обычно понимают знания, умения, навыки, которые позволят:
- установить психологический контакт с деловыми партнерами;
- добиться точного восприятия и понимания в процессе общения;
- спрогнозировать поведение деловых партнеров;
- направлять поведение деловых партнеров к желаемому результату.
Важной составляющей коммуникативной культуры является культура речи, под которой понимают соблюдение языковых норм и употребление выразительных средств языка в соответствующей ситуационной обстановке.
В зависимости от уровня речевой культуры выступающего меняется степень восприятия деловыми партнёрами его речи и их убеждённости в правоте слов оратора. Это напрямую влияет на результат деловых переговоров.
Речь выражает всё многообразие эмоций, из-за чего может измениться настроение и работоспособность участников делового общения.
Из-за многообразия форм делового общения необходимо в каждом случае речь выстраивать с учетом всех новых входящих (подобрать соответствующую форму общения, интонацию, тональность, аргументы и т.п.).
Практические советы по повышению речевой культуры
Культура речи руководителя имеет свои особенности, обусловленные необходимостью установления нужного психологического контакта с подчинёнными. В таких ситуациях лучше отказаться от агрессивного поведения, оказания давления на подчинённых, поскольку это обязательно вызовет у них защитную реакцию, что не способствует продуктивному сотрудничеству.
Руководителю следует учитывать мнение своих подчинённых, контролировать свои эмоции и не давать им волю, тактично опровергать их аргументы, чаще употреблять не раздражающее «я», а объединяющее «мы», использовать более вежливые высказывания. Соблюдение этих и множества других рекомендаций вызовет у работников глубокую симпатию к своему работодателю, что позволит чаще и проще в их переговорах достигать консенсус.
Если участники переговоров высказывают диаметрально противоположные точки зрения, то для успешного опровержения позиции оппонента следует предварительно согласиться с ним («В принципе вы говорите правильно…»), а затем постепенно изложить ошибочность его аргументов («…но здесь следует учитывать следующие моменты: …»). Таким образом, у оппонента ослабляется желание защитить себя, и обычно в этой ситуации стороны быстрее достигают соглашения.
Одним из показателей высокой речевой культуры является умение слушать. Оно является важным средством, с помощью которого можно эффективно провести деловую беседу. Неумение слушать выражает не только отсутствие у собеседника элементарной вежливости, но и пренебрежительное отношение к партнёрам. А проявление к ним внимания в виде полного выслушивания их позиции в дальнейшем облегчит процесс делового общения. Умение слушать – это черта руководителя, которая отражает его профессионализм и привлекает деловых партнёров.
Чаще всего деловое общение происходит в форме дискуссии, то есть обсуждения спорного вопроса, на который каждая из сторон имеет собственную точку зрения. В связи с этим высокий уровень речевой культуры предполагает соблюдение в процессе дискуссии следующих принципов:
- конструктивность – не допускается высказывание недостаточно обоснованных критических замечаний по поводу позиций партнёров;
- альтернативная направленность – необходимо предлагать альтернативы по поводу обсуждаемого вопроса и не ограничивать в этом партнёров;
- психологическая защищенность личности – общение должно строиться таким образом, чтобы никто из участников не был психологически ущемлён;
- адекватность восприятия – не допускается искажение высказываемых мыслей, для чего необходимо, с одной стороны, чётко формулировать и высказывать свои мысли и, с другой стороны, внимательно выслушивать выступающего.