Роль риторов в изучении языка и популяризации византийских правителей
Изучение языка в Византии в рамках риторики – это рассмотрение языковедческой традиции с точки зрения риторики.
Современниками таких выдающихся христианских философов, филологов и церковных писателей, как Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, были не менее известные коллеги-риторы:
- Либаний;
- Гимера;
- Фемистий.
Они были представителями старой языческой религии. Современником Вселенских христианских соборов был языческий ритор, философ-неоплатоник Прокл (410-485), который в византийской философии был представителем концепции античного идеализма. Именно он в Византии развил философско-мифологическую традицию Платона. До нас дошли легенды, что сама богиня Афина Паллада привиделась Проклу и сказала, что будет оберегать его дом. Возглавляемая Проклом Афинская Академия риторическими средствами поддерживала язычество до его смерти.
Авторитет Прокла был так велик, что императорская власть и христианская, государственная и религиозная системы не решались ликвидировать ее деятельность до смерти Прокла в 529 г. Только после смерти Прокла эпоха язычества была завершена.
Как свидетельствуют многие источники, во время правления императора Юстиниана было сделано все возможное, чтобы Византия превратилась в сугубо христианское государство, а ее столица была христианским идеалом. В 537 г. был освящен большой и прекрасный храм святой Софии, который стал для Константинополя крупнейшим христианским символом – таким, как Акрополь для Афин.
Император Юстиниан пытался разнообразить христианскую философию, культуру и литературу. Под давлением христианских религиозных деятелей Юстиниан закрыл "языческую Академию", организовывал репрессии против язычников по всей стране, запретил им выступать со своими речами, чтобы их риторика не убеждала в необходимости языческой веры.
Вместе с тем, он требовал от риторов, писателей и поэтов таких литературных произведений, которые прославляли бы императора. Из-за этого византийской литературе того времени присуща политическая окраска, ее задачами считаются
- обслуживание власти;
- прославление императоров и выдающихся христианских деятелей;
- восхваление и приумножение авторитета императора и церкви.
Тогда же император Юстиниан приказал византийским риторам и поэтам освещать величие и славу храма святой Софии. Поэт и ритор Павел Силенциарий воспроизвел в стихах храм святой Софии следующим образом: все здесь дышит красотой, всему здесь удивляешься, око, посмотри, каким праздничным сиянием Храм ночью озарен!
Итак, во время правления Юстиниана были заложены основы христианской риторики, поэзии, которые воспевали бы как христианские деяния императора Юстиниана, так и превозносили иерархов византийской церкви.
Двоемыслие как следствие риторической традиции прославления императоров
Следует отметить, что к созданию образа императора-христианина Юстиниана привели и византийские историки, в частности широко известный Прокопий Кесарийский. Он в книге "История Юстиниановых войн" показывает императора как мудрого отца подданных, строителя Византийского (Ромейского) государства и ромейской столицы.
Однако в его труде "Тайная история", которая не была предназначена для широкой общественности, видно, что византийский император «преступник, чернокнижник, урод, демон во плоти, окруженный преступниками и развратными женщинами, в частности – развратной Феодорой". Прокопий Кесарийский, описывая Юстиниана, отметил, что «природа собрала от всех людей все худшие качества и вложила в душу этого человека".
Следует отметить, что Прокопий Кесарийский всю жизнь верно служил своему монарху, от него получил высокую должность префекта Константинополя. Такое раздвоение личности и авторской деятельности византийского поэта, писателя, ритора и государственного деятеля является одной характерных примет "византийского образа мышления и мировоззрения" того времени.
Следует отметить, что историк Прокопий Кесарийский стоит у истоков византийского двойного мировосприятия, а философ Георгий Гемиста Плифон (1360-1452 гг.) - в конце. Он, находясь на высоком посту, ревностно отстаивал православную догматику в спорах с католиками, а вне государственной службой составлял проекты закрытия монастырей и полного уничтожения христианства.
Как видно из тысячелетней истории, представители византийской умели удачно сочетать несочетаемое. Однако литература и культура Византийского государства имеет и другие примеры. Как видно из источников, еще в ранневизантийскую эпоху формируется византийская провинциальная литература, которая была далека от запросов риторического характера двора византийского императора. Эта литература, в основном, была распространена в кругу высокообразованных сановников, таких, как Прокопий или Павел Силенциарий.
Этот писатель и ритор писал о жизни "христианских артистов", о народе и для народа, народным языком. В VI в., в абсолютистском Византийском государстве, было необычным освещение проблемы простого народа, человека, который имеет свои народные ценности, по-своему понимает добро и зло.
Следует отметить, Павел Силенциарий в творчестве не восхваляет и не позорит императорскую власть, мало воспроизводит деятельность христианской церкви. Для него главное - счастье и благо простого византийского народа.
С V в. образ "Алексея - человека Божия из Рима" творится в византийской легендарной литературе и фольклоре, утверждается в психологии всех христианских стран того времени. В основе произведений об Алексее - творение добра.
В VI в. в Византии популяризируется произведение "Жизнь прошлая аввы Даниила". Здесь говорится о добром и чутком бедняке, который за взятку занял высокую должность, но стал черствым сановником. Он отгородился высокой стеной от своих бывших друзей. Обеднев, он снова стал хорошим человеком. Это произведение считают шедевром византийской литературы.
Как свидетельствуют источники, уже с VI в. даже византийский крестьянин знал свою историю и историографию. Христианские монахи в Византийском государстве писали для народа в целях не только убеждения (риторической), но и в целях историографических хроник.