Исторический контекст Византии и его влияние на изучение языковых явлений в рамках филологии
Византийские языковые явления в рамках филологии – это исторические, культурные и языковые факторы развития филологии в Византии.
В исторической науке упрочилось утверждение, что византийская литература с позиций языковых явлений в рамках филологии – это грекоязычная передача культурных процессов, которые начиная с IV-V вв. и ближе к середине XV в. н. е. происходили на территории Восточного Средиземноморья.
В течение тысячелетней истории, вплоть до времени падения Византийской цивилизации под натиском турок-османов, византийская литература и филология были господствующими в Европе и близких к ней странах Азии.
Как свидетельствуют источники, византийское право, судебная система и литература с начала кристаллизации Византийской империи формировались прежде всего в городе на Босфоре – Константинополе, который часто называли новым Римом.
Жители города называли себя римлянами, или, как это звучало на греческом языке – ромеями, а государственность – ромейской. Каждый гражданин знал, что его государство свой уклад перенял от государственного строя древнего Рима и Греции. Греко-римское общество рабовладельцев переживало кризис:
- политический;
- экономический;
- культурный.
Римское государство превратилось в большую военно-политическую репрессивную машину, которая завоевывала новые территории и усиливала налоги внутри страны. Большие налоги, которые собирались на необходимость и требование императора, привели к обнищанию крестьян. Наблюдался упадок торговли, ремесла, производства, возникали восстания. На фоне этих событий в византийской империи начинает развиваться христианство, которое стало новой идеологией в борьбе за новые политические, религиозные и моральные ценности.
Закономерно, что преданность простого населения идеалам ранних христиан было ответом на общее разочарование в могуществе Римской государства, в языческой религии. Источники свидетельствуют, что император Диоклетиан (284-305) искал выход из сложного положения, пытался перестроить Римскую державу на основе абсолютной монархии, опираясь на народный "земледельческий закон".
Также единственная религиозная языческая система должна была быть обязательной для каждого римского гражданина. Однако Диоклетиан ошибся, популяризируя традиционное язычество и одновременно усиливая репрессии против христиан.
Как показывает исторический процесс IV-V вв., все императоры - от Диоклетиана до Юлиана и Евгения, римские философы и риторы - от Либания до Прокла, - были сторонниками римского язычества. Согласно источникам, император Юлиан считал, что надо игнорировать христианство. Он не хотел видеть "христианский дух времени, доверяя силе личной гвардии и вышколенной армии".
Император Константин I (306-337 гг.), который был высокообразованным человеком в свое время, понял большую силу христианства, и пошел на союз с христианской церковью, перед смертью он крестился. Именно с тех пор византийские историки начали отсчет новой христианской эпохи, новой византийской эры.
Как свидетельствуют источники, в 325 г. Константин созвал в Никее Вселенский Собор, на котором консолидировал все христианство в единую религиозно-политическую силу. В 330 г. он переносит столицу империи в город Византий, который переименовывает в Константинополь – город Константина.
Таким образом, создателями византийской государственности и византийской культуры вместе с греками были и сирийцы, а также
- копты;
- армяне;
- грузины;
- эллинизированные народы Малой Азии.
Именно греки в Византийской государстве были носителями древней государственности, науки и образования, экономики, финансово-денежной системы и торговли. Все государственные и научно-культурные, в том числе и филологические и хозяйственные достижения византийцы протяжении тысячелетней истории прививали всем народам, которые вошли в Византийскую империю.
Синтез культур как фактор воздействия на филологические традиции Византии
Взяв за религиозную и культурную основу восточное сирийское христианство, византийская культура и филология регенерировали как синтез греческие и восточные культурные традиции, которые уже на протяжении длительного времени имели определенное сходство между собой.
Греческие эрудиты – Гомер, Демосфен, Платон и Аристотель знали восточные философии, религиозные течения, основные постулаты Библии. Историки Греции редко отрицали эти утверждения.
Рисунок 1. Демосфен. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В течение первых веков развития Византийской империи греческая культура и филология были под влиянием религий народов Востока, в частности христианства. Это было залогом быстрого утверждения христианства именно в эллинском мире, а не в римском. Но, как свидетельствуют многие источники, римский мир в первые века н.э. был жестоко настроен военно-религиозной системой против христиан, а греческий мир толерантно воспринимал христианское вероучение.
Новая религия, новые филологические исследования и культура на территории Византийской империи была синтезом византийской культуры, искусства, живописи.
Аналогичные процессы происходили в византийской литературе того времени, где наблюдался влияние восточной литературы. К этому привел приезд будущего реформатора грекоязычных гимнографий Романа Сладкопевца в VI в. в Константинополь с Берита (Бейрута), находящегося в Ливане. Однако религиозное, филологическое культурное греко-византийское и сирийское сближение и дальнейший синтез не состоялись.
Вследствие национальной неоднородности и политического, религиозного и экономического нажима Константинополя, религиозные концепции христианства разошлись. Так, после Вселенского Собора, состоявшегося в Эфесе в 431 г., от греко-византийской ортодоксии отделилась несторианского церковь Восточной Сирии, а после IV Вселенского Собора, состоявшегося в Халкидоне в 451 г. - монофистские церкви Западной Сирии, Египта, Эфиопии, а затем и Армении. Попытки византийской политической и церковной организации силовыми методами восстановить свое религиозное господство в этих регионах привели к тому, что в VII в. сирийцы, особенно копты, с радостью приветствовали арабов-мусульман как освободителей с византийского рабства.
При таких политических и религиозных просчетов византийская политико-религиозная система утратила свои восточные провинции. В среде византийской (грекоязычной культуры, христианство противоречило язычеству, которое оказало большое влияние на литераторов, филологов и интеллектуалов. Даже известный византийский юрист VI в. Захария Схоластик активно полемизировал с языческой религиозной философией солнцепоклонников, которая была последним оплотом интеллектуального язычества.