Основа древнеиндийской языковедческой традиции
Индийская языковедческая традиция – это специфика лингвистических учений с индийскими корнями.
Человечество с древнейших времен интересовалось вопросами происхождения языка, возникновения и существования многих языков. Известная древняя легенда рассказывает о замысле людей построить в городе Вавилоне башню, которая достигала бы неба. Люди, строя эту башню, стремились возвеличить себя, а не Бога и поэтому Бог послал на них "Вавилон" (замешательство). В результате этого, они начали говорить на разных языках, не понимали друг друга и поэтому не могли вести дальнейшее сооружение этой башни.
Почти у каждого народа существуют свои мифы и сказки о даре слова, разнообразии языков. Первые образцы научных исследований языка встречаются при анализе памятников древнего Египта. Система древнеегипетского письма сформировалась около второй половины IV тысячелетия до н. е. Из всех стран мира именно Египту принадлежит самая первая письменная история.
Ей не было уделено должное внимание исследователей, и только в 1822 году французский исследователь Жан Франсуа Шамполион опубликовал данные, касающиеся расшифровки египетских иероглифов. Центром древней культуры была Месопотамия, которую населял древний культурный народ – шумеры. С шумерского письма (примерно 3200 н. э.) развилась клинопись, которую позаимствовали:
- ассирийцы;
- вавилоняне;
- персы.
С III тысячелетия до н. э. до нас дошли образцы эламской, протоиндийской, крито-минойской письменности. Все эти образцы свидетельствуют о заинтересованности, хотя и в очень примитивной форме, проблемами языка.
Таким образом, эти и другие цивилизации стали базой для развития древнейших научных традиций, в частности, древнеиндийской. Древнюю Индию справедливо считают колыбелью науки о языке, ее традиция насчитывает около 2500 лет.
Старейшим памятником древнеиндийской литературы были веды (санскр. Veda - знание) – сборник религиозных гимнов. Время написания их неизвестен, большинство исследователей склонны считать, что сборник был составлен примерно в 1500 гг. до н. е. Состоял он из четырех книг:
- Ригведа - книга гимнов;
- Самаведа - книга стихов;
- Яджурведа - книга жертвоприношений;
- Атхарведа - книга заклинаний.
Веды почитались древними индейцами, подобно древним грекам, которые почитали "Илиаду" и "Одиссею". Важнейшей и самой древней была Ригведа. Написаны веды были на классическом древнеиндийском языке - санскрите (samskrta - проработанный).
Со временем санскритский язык вед начал отличаться от живой разговорной речи - пракрита (prakrta - необработанный). Поэтому для того, чтобы сохранить точное произношение санскрита, обеспечить понимание как языка вед, так и всей древнеиндийской литературы, нормализовать его, потому что именно он был языком ведической религии и базой образования, индийцы начали исследовать санскрит.
Эта практическая потребность стала толчком к развитию науки о языке в древней Индии. Поэтому для нее характерна эмпиричность и описательность. Еще в древних ведах (веденгах) разрабатывались отдельные вопросы языкознания. Одна из веденг – Шикша – рассуждает о фонетике и орфоэпии, вторая – Чханда – о метрике и стихосложении, третья –Вьякарана – посвящена вопросам грамматики, а четвертая Нирукта – этимологии и лексике.
Эти веданги определили основные направления, по которым развивалась древнеиндийская наука о языке. Эти разделы о языке исследовались индийскими авторами. Уже в V в. до н. е. индийский исследователь языка Яска представил комментарии к языку вед, в которых подытожил достижения своих предшественников. Его труд под названием "Нирукта" посвящен исследованию вопросов этимологии.
Личность Панини в индийском языкознании
Крупнейшим языковедом Индии был Панини (IV в. до н. э.). Он является автором известной грамматики классического санскрита "Astādhyāi" ("Восьмикнижие»). Достоверных сведений о Панини не сохранилось. Предполагают, что родился он в Шалатури (совр. Махор), который расположен в северо-западной части Индии.
Рисунок 1. Панини. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Его грамматика состоит из восьми книг и содержит четыре тысячи (точнее 3996) коротких стихотворных правил - сутр (сутры - правила чтения и понимания вед в школах). Сутры объясняют:
- фонетику;
- морфологию;
- словообразование;
- синтаксис санскрита.
В начале первой книги "Восьмикнижия" опубликованы так называемые Шива-сутры. Причину такого расположения материала объясняет легенда, дошедшая до нас. Не достигнув успеха в обучении, Панини покинул школу и день и ночь в течение нескольких лет молился Шиве, за что тот подарил ему "Шива-сутры", которые легли в основу всей грамматической системы Панини. Они являются своеобразным ключом к разгадке всего содержания сутр.
Структура и специфика этих сутр стали причиной довольно позднего знакомства с грамматикой Панини. По своему строению сутры близки к алгебраическим формулам, насыщенным мнемотехническими средствами и сокращениями, но одновременно сутры построены так, что они легко запоминаются.
Выбрав такую методику, Панини, очевидно, стремился достичь краткости и лаконичности изложения. Поэтому грамматика Панини достаточно компактна, ее можно разместить на 150 страницах печатного текста. Однако через формализацию изложения этой работе долгое время не уделялось должное внимание европейских лингвистов.
Первым ее понял и объяснил А. Бетлингк (1887 г.) Панини дает глубокий анализ грамматической системы классического санскрита. В первой книге подается определение грамматических терминов, правила их объяснения, вторая посвящена сложным словам и падежным окончаниям, в третьей отражены суффиксы и правила их присоединения к глагольным основам, четвертая и пятая книга рассматривает суффиксы, которые присоединяются к не глагольным основам, шестая и седьмая книга рассматривает правила ударения и фонетических изменений и восьмая - вопрос альтернации и фонетической замены.
Автор уделяет достаточное внимание диалектным особенностям индийского языка востока страны, обращает внимание на ряд особенностей разговорной речи. Его труд является первой нормативной грамматикой индийского языка. Известный российской индолог А. П. Баранников называет Панини "классиком древнеиндийской науки о языке".
Сейчас трудно судить кому принадлежит метод такого скрупулезного подхода к вопросам языка. Возможно, Панини использует некоторую долю материала, оставленную его предшественниками, на что он указывает и сам, перечисляя многие имена и отдельные грамматические школы.