Философия и богословие в Византии
Христианство, философия и язык Византии – это три ключевых направления изучения духовного наследия Византии.
Византийская цивилизация усвоила традиции греко-римского мира и народов Востока и образовала органическую, принципиально новую культуру, которая базировалась на христианском мировоззрении. Подражание римским государственно-политическим доктринам определило характер имперской власти в Византии, которая значительно повлияла не только на идеологически-правовую сферу, но и на философско-научную мысль. Последняя находилась, так сказать, между двумя мощными силами – государственной властью и господствующей религией.
Византийская философия оказалась идейным посредником между двумя историческими эпохами:
- античным миром;
- новой европейской цивилизацией.
В течение тысячелетия византийские мыслители разрабатывали собственные богословско-философские учения, которые повлияли на развитие мировой философской мысли. В частности, формирование русской духовной культуры во многом определено именно византийской богословской и философской литературой.
Начало византийского богословия связывают со спорами о природе Троицы в IV в. после первого Никейского Собора (325 г.). В этих диспутах производилась богословская и философская терминология. Можно утверждать, что именно появление ересей побуждает к точному определению догматических формулировок. Расхождения во взглядах по принципиальным вопросам вызывают необходимость созывать соборы, на которых они обсуждались и определялось общее мнение. Установить истину здесь было очень важно. Истина в богословии не является индивидуальным достоянием, личным открытием. Она принадлежит Церкви, сообществу верующих, поскольку от знания истины зависит настоящая жизнь и будущее самого сообщества, жизнеспособность вероучения. Соответственно, авторитет богослова базируется не на оригинальности и новизне его взглядов, а на согласованности его позиции со
- священными текстами;
- традициями;
- мнением «Святых Отцов».
Христианство и язык в византийской традиции
Задача богословия состоит в правильном (то есть таком, что соответствует догматам) понимании и понятийном выражении истины, которая уже зафиксирована в Священном Писании и отражена в жизни Христа и его учеников. Богословие, согласно Григорию Паламе, превосходит философию и другие науки достоинствами предмета своих исследований и тем, что не зависит от мирских знаний, действий и событий. В узком смысле богословие определяется исключительно как «чистая молитва» с любыми концептуальными обобщениями и пояснениями. Оно понимается как интенсивная умственная деятельность (Максим Исповедник) или опыт непосредственного восприятия Божественного света (Семен Новый Богослов).
Таким образом, становление византийской философии и языка происходило на границе конфликтующих теологических учений и именно как орудие борьбы с инакомыслием и иноверцами. Византийские мыслители, в отличие от своих западных коллег, практически не создавали новых философских учений, поскольку уже существовали теологические системы, они и определяли темы философских исследований. Однако пределы философских течений не совпадали с конфессиональными пределами.
Неоплатоники Прокл Диадох и Псевдо-Дионисий Ареопагит уважают разных богов. Византийцы чувствовали и называли себя «ромеями», то есть римлянами, а их современники называли их греками через ведущее значение греческой культуры и языка. Определенные исследователи на основании непрерывности интеллектуальной традиции, даже предлагают рассматривать данный период становления философии именно как «средневековую греческую философию». Для византийцев была важнп их связь с античным миром, она был основанием для осознания себя преемниками и продолжателями великой цивилизации.
Философия служила идеологическим обоснованием имперской власти, которая в идеале должна была превратиться в теократическую, она сочетала в себе христианскую веру и греческую науку. Античная философия поражала византийских богословов и философов величием, мощностью интеллектуальных построений и, одновременно, противоречивостью. Значительное влияние на христианских философов имел неоплатонизм.
Для платонизма IV-VI вв. присуще преимущество теологической тематики над собственно философской. Но и определенные проблемы, которые рассматривает христианская философия, анализируются неоплатониками. Неоплатоники стремились предоставить философское обоснование языческой религии, создав теологию в духе христианской. Платонизм является таким мощным философским учением (некий историко-философский левиафан), которое образует собственный возможный мир, уникальное мировоззрение, что вырваться за его пределы могут лишь единицы. Ключевые произведения Прокла является лишь комментарием диалогов Платона. Созданная неоплатонизмом философская терминология становится общим языком языческих и первых христианских философов и способствует их взаимовлиянию.
Христианство и неоплатонизм на протяжении веков конкурировали между собой, однако были мыслители, которые талантливо синтезировали обе богословско-философские системы. Среди них - Псевдо-Дионисий Ареопагит, которого обычно считают богословом патриотической традиции, хотя он обосновывает христианское учение с помощью аргументов, присущих неоплатонической философии. Его философская система была усвоена как восточной, так и западной христианской философией, и особое влияние имели теоретические построения христианских мистиков. Подобно неоплатоникам, Дионисий рисует как иерархически устроен мир. Человеческий социум воспроизводит иерархию небесного ангельского мира.
Как известно, язык также играл важнейшую роль, но за этот период нет многочисленных сведений о теоретическом обосновании различных проблем, которые широко были развёрнуты уже в дальнейшие периоды. Тем не менее, образование способствовало закреплению проблем нормы и отклонений в языке, литературного и диалектного его вариантов.