Общее представление о графодеривации
Графодеривация – это способ словообразования, который заключается в создании окказионализмов посредством нарушения и обыгрывания графо-орфографической формы слова.
Явление графодеривации обусловлено постоянной динамикой языкового и речевого развития. Вследствие этого в системе языка возникает необходимость образования новых языковых единиц, в процессе которого могут использоваться многообразный материал и различные средства.
Графодеривация признана в качестве индивидуально-авторской разновидности неологизации, что придаёт ей окказиональный характер, хотя в некоторых исследованиях акцентируется внимание на существование у неё аспектов узуального употребления.
Результатом графодеривации является формирование новых языковых единиц – графодериватов. Как правило, они возникают в определенных контекстуальных условиях и не получают массового распространения. В связи с этим, можно утверждать, что графодериватам свойственна инвариативность, то есть наличие у единицы содержания, в котором объединены её разные интерпретации, проявляющиеся в разных языковых или ситуативных контекстах.
Медиатекст как специфическая разновидность сообщения
Медиатекстом называют сообщение любого медийного жанра. Следовательно, медиатекст представляет собой основную единицу языка средств массовой информации, примерами продукции которых являются: телевизионная новости, радиопередача, газетная статья, интернет-реклама и др.
Концепция медиатекста базируется на органичном сочетании единиц вербального и медийного ряда. За счёт этого совмещения происходит приобретение текстом в массовой коммуникации черт объемности и многослойности. Причём в разных средствах массовой информации эти черты текста будут проявляться по-разному:
- в газете вербальная часть текста сочетается с графической и иллюстративной;
- на радио вербальная составляющая дополняется голосовым и музыкальным сопровождением;
- на телевидении словесная часть соединяется с видеоизображением и звуковым рядом.
Стоит обратить внимание, что сочетание и взаимосвязь вербальных и медийных единиц может базироваться на различных принципах: усиления, иллюстрации, выделения, дополнения, противопоставления и т. д. Таким образом образуется целостное и неразрывное единство, которое и составляет сущность понятия «медиатекст».
Медиатекст представляет собой объёмное многоуровневое явление, которое включает в себя систему параметров, обозначающих особенности его производства, канала распространения и лингвистических признаков.
Особенности использования в современном медиатексте графодериватов
Средства массовой информации посредством своих медиатекстов стремятся реализовать две основные языковые функции: информативность и воздействие. Сознание и чувства аудитории могут оказаться под воздействием эмоционально-оценочной направленности современных публицистических текстов, которая образуется благодаря языковой игры.
В настоящее время в газетных статьях и в рекламных текстах широкое распространение получило использование графических приемов языковой игры – графодеривацией. Графические выделения способствуют образованию новых слов, которые могут быть представлены в газетных заголовках одиночными буквами или целым словом. Например, заголовки «Не СТРАХованием единым» «Ненормативная лексика на сцене - это МАТпомощь театру», «КорпораТина».
Когда авторы употребляют графические приёмы, это зачастую приводит к созданию графических окказионализмов. Например, в заголовке «Алло, общеЖУТие?» использована лексема, которая не существует в современном русском языке. Однако в подобных ситуациях читатели соотносят это новообразование с другим общеупотребительным словом, который вызывает определённые ассоциации.
Графическая трансформация в слове часто сопровождается нарушением орфографических норм, например, «СамоУлёт?», «ГОТОВЬность номер один», «АМИРным путём» «Хоккей: час проБИЛЛ», «ИННАпланетянка. Инне Чуриковой - 70 лет». Авторы благодаря графическим приёмам в сочетании с другими средствами языковой игры пытаются соорудить для читателей увлекательную интеллектуальную игру. Так, в выше упомянутых заголовках можно отметить преобразование прецедентных текстов (готовность номер один, час пробил, мирным путём), игру с именами собственными (Амир Натхо, Инна Чурикова).
Графодеривация в медиатекстах (как и в целом русский язык) нередко отличается использованием аббревиатур. Например, одной из актуальнейших на сегодняшний день аббревиатур является сложносокращённое слово ЕГЭ, которое зачастую используется в названиях статей, посвящённых выпускным экзаменам – «Опять переЕГЭрили».
Отдельно следует отметить графическую игру авторов с единицами латинского языка. Число слов, которые представляют собой сочетание русских и иноязычных морфем (слова-гибриды), регулярно увеличивается на фоне постоянного роста заимствований в русском языке. В том числе это касается и заголовков отечественных медиатекстов. Например, название статьи «Внимание, SOSульки» было придумано по ассоциации с иностранной аббревиатурой SOS, поскольку в самой статье говорится об угрозе здоровью людей со стороны сосулек. Иногда в заголовке целое слово намеренно написано латиницей, например, «ROG неизобилия», «Хозяин-Baring».
Таким образом, применение различных приёмов графической деривации является тем способом, с помощью которого можно наполнить публицистический текст экспрессивно-эмоциональной речью и другими средствами. Образуемая в результате необычная форма заголовка призвана привлечь внимание читателей и побудить их прочитать текст.