Содержание субъекта и объекта философии языка
Субъект и объект – это основополагающие категории философии языка.
Если субъект представляет собой отдельного индивида или социальную группу индивидов, наделенных активной деятельностью, сознанием и волей, то объект – это те явления, которые лежат в области познания субъекта.
Главным объектом философии языка является сам язык.
Термин «язык» в речи современных людей (устной, письменной, печатной) имеет широкий спектр значений. Он охватывает человеческую речь, язык Творца, естественный язык, искусственный язык, язык животных, язык растений, язык природы, язык искусства (например, танца, живописи, скульптуры и т.п.), язык жестов, язык науки, или метаязык (например, философии, физики, химии, лингвистики и др.). Часто можно услышать о языке глаз, языке рук, языке духов, языке влюбленных, языке цветов, языке образов, языке символов и тому подобное. В этих случаях слово «язык» употребляется в переносном (метафорическом) значении. Первоначальным и основным его содержанием является естественная человеческая речь – средство ежедневного общения людей.
Понятие «язык» является общим и одновременно служит реальным фоном для выявления различных «образов языка» в науке и закономерностей их изменения в XX в.
Язык как объект философии языка представляет собой:
- человеческий язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем;
- этнический, или «идиоэтнический», язык – конкретная реально существующая знаковая система, используемая в определенном социуме, в определенное время и на определенной территории.
Язык в первом значении является абстрактным представлениям о единой человеческой речи, в которой сосредоточены универсальные признаки всех конкретных языков. Конкретные языка является численными реализациями свойств языка вообще (семиотической системы, которая возникла естественным способом и имеет социальное предназначение, то есть существует не для отдельного индивида, а для определенного социума). На эту знаковую систему наложены ограничения, связанные с ее функциями и субстанциональным (звуковым) материалом.
Язык в смысле важнейшего средства человеческого общения имеет различные модусы своего существования. Швейцарский лингвист Фердинанд де Сосюр (1857-1913) выделил два модуса существования явлений языка: собственно язык – потенциальную систему объективно существующих социально закрепленных знаков, которые соотносят понятийный смысл и типичное звучание, а также систему правил их сочетаемости и употребление, и речь – конкретную реализацию единиц и категорий языка; говорение, которое протекает во времени и звуковую, письменную или внутреннюю форму его проявления. Под речью понимают, как собственно процесс говорения (письмо, обдумывание), так и его результат (дискурсы, тексты, их части и т.п.), которые фиксируются памятью или на письме.
Таким образом, речь как неразрывная от языка сущность, также лежит в основе объекта философии языка.
Коммуникация - объект современной философии языка
Понятие языка и речи оказались важнейшими понятиями лингвистики в течение первой половины XX в. Однако движение гуманитарной мысли второй половины XX - начала XXI в. показало, что категории языка и речи недостаточны для понимания сущности языка как самого главного средства человеческого общения. Именно тогда было выделено такое важное понятие как коммуникация – неизменная основа сознания людей, познания, общественной жизни в целом и тому подобное.
Человек не может существовать вне коммуникации, потому что его сущность в значительной мере проявляется в общении с себе подобными. И в этом аспекте человек рассматривается как продукт и результат его общения с другими людьми, то есть как интерсубъективное создание, при этом являющееся субъектом философии языка.
В философии активно утверждается мнение, что коммуникация – универсальное достояние человечества и универсальная реальность общественного существования
Ни одно общественно-значимое дело невозможно вне его коллективного (коммуникативного, опосредованного, публичного) признания, то есть вне общественной легитимизации. По мнению многих философов, сейчас происходит зарождение коммуникативной (дискурсивной) этики, политики, теории и практики хозяйства, общества, а также коммуникативной философии.
В языкознании ни одно описание языка не может считаться завершенным, если он не содержит определенных аспектов речевой деятельности, реализуемой с помощью этого языка. В рамках системно-структурной парадигмы, заложенной трудами Ф. де Соссюра, которая в значительной мере изолировала изучение языка от участников общения и условий ее функционирования, эти проблемы не могли быть решены. Возникла потребность в расширении границ исследований, переходе от внутренне-системного анализа к изучению языка в связи с ее носителями (субъектами), средой функционирования.
Рисунок 1. Ф. де Соссюр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Следовательно, наряду с привычными для лингвистики XX в. двумя сосюровскими проявлениями (модусами) языка – языком и речью, существует третий – коммуникация, которая имеет свои единицы и категории: дискурс, речевое жанр и языковой акт.
Язык и носитель языка в современной философии языка
В конце XX - начале XXI в. коммуникативная лингвистика (в ее дискурсивной варианте) выходит на передний план языковедческих исследований, выступая фактором синтезирования идей когнитивной лингвистики, психо- и нейролингвистики, этнолингвистики и других видов исследований естественной человеческой речи, что обуславливает её доминирующую роль в определении специфики объекта и субъекта философии языка.
В начале XXI в. лингвистика уже рассматривается как развитая наука со своей богатой историей, разветвленной системой внутренних и внешних связей, очерченными предметом объектом и субъектом исследований. Наблюдается лингвистический экспансионизм (расширение, распространение) идей, сформулированных в лингвистике, в такие науки, как психология и философия, логика и теория познания, нейрология, когитология и др.
Вместе с тем, стоит также указать на то, что различные аспекты объекта и субъекта философии языка актуальны для следующих направлений языковедческой мысли:
- социолингвистика;
- этнолингвистика;
- психолингвистика;
- лингвогносеология;
- лингвокогнитология;
- лингвокультурология и т. д.
Таким образом, данные о языке как объекте философии языка и носителе языка как субъекте рассматриваемой научной области, полученные за пределами лингвистики, влияют на лингвистический анализ; становятся заметными активные интегративно-дифференциальные процессы в лингвистике и культуре; интенсифицируются контакты лингвистики с другими сферами знания и духовной деятельности человека. Все это способствует усилению роли философского осмысления науки о языке.