Зарождение языкознания в Древней Индии
Происхождение и развитие языка, а следовательно, и научного его изучения (языкознания), непосредственно связаны с развитием этнических общностей, представители которых разговаривают на данном языке.
Территорию современной Индии в начале второго тысячелетия до нашей эры населили индоарийские племена, которые пришли из северно-западных регионов (Причерноморье, Малая Азия и др.). Индоарийцы являлись приверженцами ведийской культуры. Её основным продуктом являлись веды – тексты религиозного характера, которые подлежали заучиванию и устной передачи (основными ведами считаются Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарва-веда). А язык, на котором они были написаны, назывался ведийским.
В первом тысячелетии до нашей эры возрос интерес к ведийскому языку, поскольку в религиозных целях всеми средствами пытались сохранить его чистоту. Этот интерес, в первую очередь, исходил от жрецов-брахманов (представители высшей касты), которые занимались культовыми обрядами на ведийском языке. К середине первого тысячелетия до нашей эры ведийский язык перестал широко использоваться, поэтому необходимость комментирования ритуальных текстов только возросла.
Особенности древнеиндийского подхода к ярусам языковой системы
Характерной особенностью языковой ситуации в Индии являлось превалирующее отношение к звуковой речи. Письменность же в Индии появилась относительно поздно. Это способствовало ориентации раннего индийского языкознания на изучение фонетической стороны языка.
Поэтому неудивительны успехи древних индийцев в изучении звуков речи. Они сумели классифицировать звуки речи, принимая в качестве критерия артикуляцию. На основе этих классификаций был установлен порядок следования графических знаков в буквенно-слоговых системах индийского письма.
Кроме того, древнеиндийские лингвисты продвинулись в области лексикографии.
В VIII-VII веках до нашей эры ими были составлены брахманы, которые представляют собой составленные на санскрите (литературном «обработанном» языке Индии) трактаты ритуально-мифологического толка, излагающие алгоритмы общих действий жрецов при обрядах и толкования исполняющихся при этом ведийских стихов.
Также создавались словари, в которых систематизировали имена богов, названия их предметов и действий и т.п.
Логическим результатом исследований данного направления стала особая дисциплина – нирукта. В её функции входили объяснение происхождения и толкование слов, используемых в ритуале жрецов. Главным лингвистическом трудом этой дисциплины стал труд «Нирукта» за авторством Яски. Он состоял из синонимических рядов, список частей речи, а также вопросов этимологии и грамматики.
«Грамматическая» школа в Древней Индии
Наибольшего прогресса древнеиндийское языкознание достигло в грамматических вопросах.
Главным трудом грамматической мысли Индии считается работа индийского философа-учёного V века Панини под названием «Аштадхьяйя» (в русском переводе «Восьмикнижие»). Панини предпринял попытку строго регламентировать и канонизировать санскрит, выявить через синхронный анализ основные его отличия от ведийского языка.
Панини опробовал уникальный для своего времени способ описания языка, который состоит из трёх последовательных этапов:
- установление цели коммуникации;
- определение передаваемого смысла;
- подбор соответствующих лексических морфем;
- подбор соответствующих синтаксических конструкций.
Теоретические результаты, изложенные в «Восьмикнижие» Панини, предвосхитили достижения современных направлений языкознания: структурализма, генеративизма и логического языкознания.
Грамматика Панини стала каноном для последующего развития индийской грамматики: его работу неоднократно комментировалась и перерабатывалась (труды Вьяди, Катьяяна, Чандра, Вараручи, Джаядитья, Хечамандра, Бхаттоджи Дикшит и др.). Кроме того, на основе Паниниевской работы были описано несколько индоарийских языков.
Несмотря на классический санскрит, возник и распространился в Индии буддийский гибридный санскрит, который представлял собой религиозный язык буддизма. В течение двух тысячелетий буддизм теснил религию брахманизма, а затем растворился в обновлённом брахманизме (индуизме).
Философское направление в древнеиндийском языкознании
В Древней Индии активно развивалась философия языка. Первоначально философские вопросы языка рассматривались в религиозных текстах. Язык считался высшим божеством («Ригведа»), различные аспекты речевой деятельности оформлялись в виде отдельных богов ведийского пантеона.
Следующим этапом философского изучения языка было изучение языка с грамматической точки зрения. Главным представителем этого направления в Древней Индии был санскритский автор V-VI веков Бхавртрихари, самым знаменитым трудом которого является «Вакьяпадия» («О слове и предложении»). По его мнению, Вселенная есть слова и речь. Они, переплетённые со знанием, являются источниками всех видов человеческой деятельности. В развитии Слова-сущности выделяют три этапа:
- «провидческий» этап, который характеризуется неделимой и вечной речью;
- «промежуточный» этап, который характеризуется существованием Слова-сущности во времени, но отсутствием его восприятия людьми;
- «выставленный» этап, который характеризуется наблюдением за артикулируемой, звучащей речи.
Бхавртрихари делает акцент на втором этапе и вводит центральное понятие «грамматической философии» - Спохта. Оно представляет собой языковой символ, который является передаваемый звуками речи определённым состоянием сознания.
Результаты, полученные древнеиндийском языкознанием, и его идеи распространились вместе с буддизмом во многих регионах мира. Также они в дальнейшем развивались и разрабатывались индийском языкознанием в его средневековый и современный периоды.