Языкознание как научная дисциплина
Языкознание – это наука, изучающая язык во всех его проявлениях.
Изучение языка предполагает исследование его происхождения, исторического развития, признаков, свойств, функций, закономерностей функционирования и так далее. Свои исследования лингвисты осуществляют посредством рассмотрения непосредственной речи людей, а также зафиксированных их копий (в текстах, видео/аудиозаписях и другое).
В целом языкознание может быть поделено на общее и частное языкознание. Общее языкознание изучает вопросы, связанные с языком вообще. Частное языкознание изучает конкретные вопросы конкретного языка (например, русского, английского или любого другого).
Языкознание решает несколько задач, которые для общего языкознания распространяются на все языки, а для частного языкознания – только на конкретный язык. Выделяют следующие основные задачи:
- изучение условий, факторов и причин происхождения и возникновения языка;
- исследование исторического развития языка, которое включает выявление объективности, закономерностей процесса развития языка, влияние взаимоотношений человека и общества на процессы развития языка, объяснение причин и демонстрация результатов исторических изменений;
- определение структуры современного языка и изучение его составных частей;
- классификация, систематизация и группировка языков;
- объяснение взаимосвязи языка и мышления;
- анализ письменности (её возникновение, развитие, классификация и так далее);
- определение стилистических особенностей (функциональных стилей) языка.
Языкознание в качестве научной дисциплины сформировалось только в XIX веке, хотя знания и размышления о языке накапливались на протяжении всей истории человечества.
В Древнем мире сведения о языке передавалась жрецами, через священные тексты. Первоначальные сведения были получены в Древней Индии, где формировались письменные тексты на санскрите, а древнеиндийский учёный Панини составил санскритскую грамматику, включающую примерно 4000 сутр (правил). Древнегреческие философы (в первую очередь, Платон и Аристотель) также занимались вопросами языка.
В Средние века начался процесс дифференциации языкознания на различные национальные виды. Начиная с Нового времени стал активно развиваться теоретический и категориальный аппарат языкознания, что способствовало его оформлению в самостоятельную научную дисциплину. Кроме того, разрабатывались отдельные направления языкознания (психологическое, функциональное, социальное, дескриптивное и другие).
Языкознание не является замкнутой наукой – оно активно взаимодействует с другими науками, такими как:
- философия: философия вырабатывает новые методы для изучения языка, причём сам язык зачастую становился объектом изучения философии;
- социология: язык изучается в непосредственной связи с общественными факторами и социально значимыми условиями (социальные статусы, роли, группы и так далее); эти исследования вывелись в отдельную дисциплину языкознания – социолингвистику;
- этнография: совместное изучение национальных языков и этнических общностей (представители которых говорят на этом языке) и их влияние друг на друга;
- антропология: способствует изучению происхождения языка совместно с происхождением человека;
- история: рассматривает историческое развитие и эволюцию языка;
- семиотика: связь с этой наукой обусловлена представлением языка как знаковой системы;
- информатика: изучается процесс передачи информации с помощью различных языков;
- литературоведение: вместе с языкознанием образует филологию, то есть науку, изучающее слово (его употребление, стилистику и так далее).
Структура современного языкознания
Структурными элементами языкознания как научной дисциплины выступают:
- историческое языкознание;
- экологическое языкознание;
- социальное языкознание;
- языкознание развития;
- нейролингвистика.
Историческое языкознание занимается изучением истории конкретных языков. Также изучаются общие характеристики языковых изменений (эта область исследований имеет собственное научное направление – диахроническое языкознание, которое сравнивает язык на разных этапах исторического развития).
Историческое языкознание одним из первых выделилось из языкознания вообще. Оно было самой популярной формой языкознания в конце XIX века. Однако уже в начале следующего века языкознание перешло с диахронического на синхронное, где сравниваются несколько языков в один конкретный исторический период. Его активно продвигали лингвисты Соссюр и Хомский. Но до сих пор историческое языкознание остаётся видным элементом науки языкознания.
Экологическое языкознание (ещё его называют эколингвистикой) изучает роль языка во взаимодействиях людей, других животных, а также окружающей среды. В первую очередь решается задача по разработке теорий, где люди рассматриваются в качестве элементов крупных экосистем, которые поддерживают жизнь на планете. Далее предпринимают попытки использовать языкознание для решения ключевых экологических проблем (изменение климата, уменьшение биоразнообразия, достижение экологической справедливости и другие).
Социальное языкознание (социолингвистика) изучает взаимодействие языка и общественных факторов. Социолингвистика основана на синхронном языкознании, благодаря которому исследуют диалекты, стили, дискурсы и так далее с точки зрения влияния на них социальных условий.
Языкознание развития, предметом изучения которого является развитие у людей языковых способностей, особое внимание уделяет процессам усвоения детьми языка и изучения взрослыми второго языка.
Нейролингвистика образовалась на стыке языкознания, неврологии и психологии. В связи с этим предметом её изучения является функционирование человеческого мозга, связанное с общением, обработкой информации, изучения языка и так далее.