Общее понятие о сленге
Сленг — это совокупность новых слов и общеупотребляемых слов, но с иным значением, которыми пользуются определенные группы людей.
Насчёт этимологии этого понятия в научном сообществе ведутся споры. Однако ведущее мнение заключается в том, что слово «сленг» имеет английское происхождение. Оно представляет собой соединение двух английских сокращённых слов: s – sub – заменитель, lang – language – язык.
Термин «сленг» является синонимом таких понятий, как «просторечие», «разговорная речь», «вульгаризм», «жаргонизм», «диалектизм» и др.
Впервые термин «сленг» появился и стал популярным среди англоговорящих в начале XIX века. Этим объясняется значительное влияние на изучение этого термина английского языкознания.
Английские лингвисты Дж. Л. Киттридж и Дж. Б. Гриноу рассматривали сленг в качестве языка, который выполняет функцию «бродяги», то есть болтается по близости литературного языка и постоянно ищет способы пробиться в самое элитное общество.
Со временем слова и словосочетания, которые считались сленговыми, всё же прочно входят в литературный язык. Например, в русском языке такой путь проделали слова «шумиха», «шпаргалка», «провалиться» (в значении «потерпеть неудачу»).
Сленг может быть использован не только малообразованными людьми (как многие считают), но и имеющими высшее образование, членами конкретных групп (возрастных, профессиональных) и т.д., Например, это касается компьютерного сленга, которым пользуются образованные программисты. Во многих случаях определенный сленг используется специально, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к конкретной группе (например, использование молодым человеком молодёжного сленга).
Сленг по своему функционалу схож с искусственно созданными, контролируемыми языками, в первую очередь, техническими языками. Но в отличие от последних сленг характеризуется большей «живостью», влиянием разговорной речи и отсутствием строгой формальной регламентации.
Кроме обычного «сленга» языкознание выделяет «общий сленг» (в России также распространено название «новое просторечие»). Под этим определением понимается совокупность нестандартных лексико-фразеологических единиц, которые регулярно пополняются за счет различных социальных диалектов. Данные единицы выходят за пределы сленга определенной группы и начинают использоваться большинством населения вне зависимости от различных социальных критериев (возраста, полы, уровня образования, профессии, интересов и др.). В русском языке к «общему сленгу» относятся бабки, крутой, мент, по барабану, прикольно, тусоваться и т.п. Чаще всего «общий сленг» в настоящее время пополняется за счет молодёжного и уголовного сленга.
Разновидности сленга
Помимо рассмотренного выше «общего сленга» имеет место быть множество других разновидностей сленга:
- молодёжный (например, прикол, препод, родаки);
- театральный (например, борзы, рвать кулисы, заплетык);
- армейский (например, спецназ, афганка, прапор);
- компьютерный (например, комп, винт, материнка);
- игровой (например, босс, донат, скилл);
- сетевой (например, админ, бан, гуглить);
- радиолюбительский (например, ДСВ, ЗДР, СПБ);
- журналистский (например, бэзешка, фотокор, виджей);
- феня (например, лох, бухать);
- падонкаф (например, аффтар, зачот, йад);
- наркоманов (например, крокодил, дурь, кокс);
- футбольных хулиганов (например, банка, горожане, дерби);
- уголовный (например, баклан, барыга, блатной).
Формирование сленга
Часто бывает трудно определить происхождение сленговых терминов, в основном потому, что сленг - это феномен речи, а не письменный язык и этимологии, которые обычно рассматриваются через текстовый корпус.
Эрик Партридж первым систематически и лингвистически изучил феномен сленга. Он предположил, что слово, скорее всего, будет в обращении в течение десятилетия, прежде чем он будет записан. Тем не менее, сленг обычно образуется путем отклонения от стандартной формы. Это «порождение» сленга происходит почти так же, как и любое общее семантическое изменение. Разница здесь в том, что новое значение сленгового термина приобретает особую социальную значимость, связанную с группой терминов «индексы».
Коулман также предполагает, что сленг изменяется в рамках более общих семантических изменений с учётом его связи с определенной степенью «игривости». Развитие сленга считается в значительной степени «спонтанным, живым и творческим» речевым процессом. В то время как появляется много новых сленговых слов, порой даже принимаемыми в стандартный лексикон, множество слов сленга со временем вымирает. Чтобы жаргонный термин стал сленговым, люди должны использовать его в какой-то момент времени как способ пренебречь стандартным языком. Кроме того, термины сленга могут быть заимствованы между группами. Обычно сленговые термины подвергаются тем же процессам семантического изменения, что и слова в обычном лексиконе.
Сленг часто образуется из слов с ранее иными значениями. Слова и фразы из популярных голливудских фильмов и телесериалов также часто становятся сленгом.
Субкультурные ассоциации
Часто отдельные субкультуры создают сленг, который используются их участниками, чтобы ассоциировать себя с группой или выделять посторонних.
Термины сленга часто бывают известны только в пределах банды или внутри группы. Например, Leet («Leetspeak» или «1337») первоначально был популярен только среди определенных интернет-субкультур, таких как программные взломщики и онлайн-видеоигры. Однако в течение 1990-х годов и в начале XXI века Leet становился все более популярным явлением в Интернете и распространился за пределы интернет-общения на разговорные языки.
Другие типы сленга включают язык SMS, используемый на мобильных телефонах, и «chatspeak» (например, «LOL», аббревиатура, означающая «смеяться вслух» или ROFL - «катаясь по полу от смеха»), которые широко используются при обмене мгновенными сообщениями в интернете.
Поскольку субкультуры также часто являются формами контркультуры, и сама контркультура может быть определена как идущая против стандарта, из этого следует, что сленг стал ассоциироваться с контркультурой.