Анализ внешней торговли России
Доля России в мировой торговле на данный день составляет немногим более 2-х процентов. С начала 2000-х нашей стране удалось практически удвоить своё присутствие на мировом рынке. В основном это произошло благодаря экспорту нефтепродуктов. При этом с каждым годом Россия наращивает упор в своих торговых отношениях с развивающимися странами.
Так, например, в первом квартале 2010-го, товарооборот со странами ближнего востока и Северной Африки вырос почти на 25%. А в пике максимальный рост за тот же период времени показывал 478% для Саудовской Аравии, 409% Алжир и 331% Уганда. Как полагают эксперты банка HSBC, столь высокий уровень роста экспорта означает то, что спрос на нефтепродукты возникает в самых различных точках мира.
Главным товаром России на мировом рынке является продукция нефтяной и деревообрабатывающей промышленности.
Главными соперниками в данных сферах для нашей страны являются:
- страны Европейского Союза,
- США,
- Сингапур,
- ОАЭ,
- Южная Корея,
- Норвегия,
- Нигерия,
- Канада.
Также появляются новые отрасли с растущей конкуренцией, такие как добыча никеля, производство удобрений и минерального топлива.
Географически структура ВТ представляет систему распределения товарных потоков между различными странами и их группами, которые формируются согласно территориальному или организационному признакам. Для России при рассмотрении географической структуры ВТ выделяются два основных направления, это страны ближнего зарубежья и страны Европейского Союза.
Торговая политика
Основополагающим направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации является её интеграция в мировое экономическое общество с целью максимального использования связей для реализации долгосрочной перестройки Российской экономики. Однако на данный момент Россия во внешней торговле участвует в основном за счёт расширения торговли товарами. РФ слабо интегрирована в мировую кооперацию производства, торговлю услугами, миграцию капитала в форме прямых инвестиций. Экономика России крайне зависит от экспорта определённой группы товаров, прежде всего сырьевой группы. Степень открытости экономики страны не соответствует внутренним возможностям, масштабам и глубине проблем стоящих перед ней.
С целью решения задач по стабилизации роста национальной экономики учитывая тенденции развития экономики мировой, а также для обеспечения вливания страны в мировую экономику необходимо реализовать следующие цели:
- повысить конкурентоспособность экономики;
- сохранить позиции на мировых товарных рынках, а также расширить экспорт товаров и услуг;
- обеспечить доступ Российских товаров на мировые рынки при обеспечении адекватной защиты от недобросовестной конкуренции внутреннего рынка;
- проведение таможенно - тарифной политики, которая будет способствовать созданию условий для расширения национального производства;
- сократить утечки капиталов и ужесточить контроль над осуществлением торговых операций.
Итоги
У Российской Федерации есть все предпосылки для достижения уровня ВТ соответствующей потенциалу страны как-то:
- ёмкий рынок,
- огромные ресурсы,
- возможность удовлетворить потребности как внутреннего, так и внешнего рынков,
- высокий технический уровень.
Создание благоприятных условий для привлечения внешних инвестиций, а также повышение предсказуемости нашей экономики должны стать основополагающими факторами дальнейшего развития и интеграции с мировой экономикой.
Высокотехнологичный и наукоёмкий экспорт должны получить своё развитие и поддержку. Регулирование импорта же должно осуществляться исключительно тарифными методами.