Сущность и роль внешней торговли
Внешняя торговля – это один из самых первых экономических, международных процессов, которые образовывались еще в Древнем мире, когда понятия сформированного мирового хозяйства и разделения труда еще не существовало.
Суть внешней торговли заключается в процессе купли-продажи товарами, услугами между различными странами.
Главными оценочными показателями являются показатели экспорта и импорта (их структура), сальдо торгового баланса.
Положение страны на мировой арене во многом определяется эффективной, значимой политикой в сфере торгового баланса. Сущность внешней торговли неразрывно связана с понятием международное разделение труда, которое означает специализацию страны на каком-то конкретном или конкретных товарах и услугах, которые являются особо востребованными, уникальными, дефицитными или конкурентоспособными на внешнем рынке.
Роль внешней торговли неоценима: она дает возможность более эффективно расходовать, распределять ресурсы страны, обмениваться ведущими инновационными разработками, дефицитными и востребованными товарами и услугами, а, что самое главное дает возможность удовлетворить потребности населения и предприятия в необходимых товарах и услугах.
Проблемы внешней торговли в РФ
Среди структурных проблем можно выделить преимущественный экспорт продукции топливно-энергетического комплекса и сильная зависимость экономики Российской Федерации от такого экспорта и цен на энергоресурсы. Такие колебания цен создают проблемы для устойчивости экономики и экономического роста.
Среди условно экономических проблем главной является низкая добавленная стоимость продаваемого сырья, то есть продукция продается в необработанном или мало обработанном (переработанном, усовершенствованном) виде и имеет низку стоимость (например, продажа лесоматериалов вместо готовой продукции).
В 2014 году стали усиливаться и политические проблемы. Во-первых, это введение санкций со стороны США и стран Европы и торгового продовольственного эмбарго со стороны России. Во –вторых, обострение внешнеполитической обстановки в мире.
Проблемы внешней торговли в мире
Кроме конкретных проблем внешней торговли определенной страны, существуют и обще проблемы, препятствующие развития внешней торговли в мире. Рассмотрим основные проблемы и препятствия.
Важным препятствием для формирования эффективной, свободной внешней торговли и выхода новых товаров на мировой рынок выступают различные барьерные ограничения. К таким ограничениям относятся пошлины (акцизные налоги на ввоз определенной продукции), протекционистские пошлины (применяются в целях защиты местных производителей), импортные квоты (ограничивают объем ввозимых товаров определенным максимальным значением), нетарифные барьеры (лицензирование, бюрократические ограничения). Несомненно данные меры являются защитными для страны и производителей внутри страны и их действие в разумных пределах необходимо.
Следующим ограничением выступают различия в законах, правилах ввоза. Также большое влияние оказывают валютные риски. Это основные нормативные и экономические препятствия, конечно, на практике их возникает больше и они часто аналогичны тем проблема, которые возникают в процессе купли-продажи товаров и услуг.
Особенно важны проблемы (ограничения) политические. Здесь государство способно наложить эмбарго на ввоз и вывоз определенных товаров и услуг (например, в России было наложено продовольственное эмбарго в 2014 году).
Также накладывает ограничения на внешнюю торговлю и наличие мобильности перемещения ресурсов между странами (например, страны материковой Евразии и страны Африки, Южной Америки, Северной Америки).
Чтобы снизить риск проблем и ограничений внешней торговли, а также увеличить экспорт и импорт, страны образуют торгово-экономические союзы (например, Таможенный союз Европейского Союза, ВТО, НАФТА, АТЭС и многие другие).