Понятие внешней торговли и ее структуры
Торговля – это одна из древнейших форм взаимодействия производителей и потребителей. Ее появление связано с возникновением разделения труда. В период формирования товарного производства торговля становится мощным средством интеграции субъектов мирового хозяйства. Особая роль принадлежит именно внешняя торговля. Так как именно она объединяет национальные экономики в единый комплекс.
Внешняя торговля – это система торговых взаимоотношений между государствами или предприятиями, фирмами, банками разных стран.
Международная (внешняя) торговля развивается на основе территориального (географического) разделения труда. Из-за неравномерного распределения по территории нашей планеты природных условий и ресурсов, населения, неравномерного общественно-исторического и экономического развития регионов себестоимость одного итого же продукта в разных регионах может быть различной. Поэтому бывает выгодно приобрести товар, чем производить его самому.
Основные регионы внешней торговли
Ввиду низкого уровня развития транспорта и отсутствия достоверной информации о нашей планете, мировая торговля до середины $XVI$ века была развита очень слабо. Народы очень мало знали друг о друге. Международные контакты часто сопровождались войнами, разрухой и упадком хозяйства на завоеванных территориях.
Но уже в те времена начали формироваться регионы, славящиеся тем или иным продуктом. Из Азии в Европу привозили пряности, шелковые ткани, драгоценности. Из Европы вывозили изделия из металлов, вина, льняные ткани, кожу. Возникали международные торговые пути (знаменитый «Великий шелковый путь»). Даже сама Европа не была однородной. В Европе также формировались отдельные регионы (Северная, Восточная, Южная Европа). Формировались и региональные торговые пути (например, путь «из варяг в греки»).
С открытием Америки мировая торговля вышла на новый уровень. Она начала обретать черты глобального процесса. Начала изменяться как география мировой торговли, так и ее товарная структура. Из Нового Света в Европу вывозили сельскохозяйственную продукцию. А в Новый Свет из Африки везли рабочую силу (негров-рабов), из Европы – промышленную продукцию.
Развитие капиталистических отношений выделило из среды европейских стран лидеров мировой торговли и мирового экономического господства. Ими стали Великобритания, Франция. Позже важные ключевые позиции в мировой торговле заняли Германия и США. Важную роль играла торговля развитых стран с колониями. К началу $XX $века на долю Европы приходилось $50$% мирового товарооборота, на долю Северной Америки - $20$%.
$XX$ век принес новое перераспределение в региональной и товарной структуре внешней торговли. На сегодняшний день оформилось несколько географических центров международной торговли:
- Северная Америка (США и Канада),
- Западная Европа,
- страны СНГ,
- Восточная Азия (Япония, Китай, Южная Корея),
- страны Юго-Восточной Азии,
- Ближний Восток.
Это районирование отражает особенности истории формирования регионов и товарную структуру торговых операций.
Особенности мировых потоков товара
Из стран Африки, Азии, и Ближнего Востока сформировались мощные потоки нефти, сырья и сельскохозяйственной продукции в Северную Америку, Европу и Японию. Развитые страны мира (США, ФРГ, Канада, Япония, Франция) являются мировыми лидерами международной торговли. Экспортную часть их товарооборота составляет продукция машиностроения (особенно – автомобилестроения, радиотехники и электроники), химической, легкой и пищевой промышленности.
В последнее время на мировом рынке существенную конкуренцию традиционным лидерам составляют так называемые страны новой индустриализации (Южная Корея, Тайвань, Филиппины, Таиланд и пр.). Они существенно потеснили ведущие развитые страны на рынке электроники и современных технологий.