Внешнеэкономическая деятельность предприятия – это совокупность действий хозяйствующего субъекта, которые ориентируют процессы производства и реализации его продукции на мировой и зарубежные рынки.
Значение внешнеэкономической деятельности предприятий
Одной из главных характерных черт современной мировой экономки является глобализация. Государственные границы между национальными рынками все меньше препятствуют установлению экономических связей. С каждым годом увеличивается число предприятий, которые начинают вести внешнеэкономическую деятельность, т.е. сотрудничать с иностранными партнерами.
Внешнеэкономическая деятельность отдельных предприятий в совокупности оказывает мощное воздействие на развитие национальной экономики (в частности, на формирование ее устойчивости, структуры, динамики). Ни одна из современных стран не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, важная роль в которой отведена внешнеэкономической деятельности предприятий.
В результате внешнеэкономической деятельности предприятий в страну поступает валютная выручка. Налог с нее, а также экспортные пошлины формируют весомую часть доходных поступлений государственного бюджета.
Кроме того, в рамках внешнеэкономической деятельности предприятия импортируют современную технику и технологии. Благодаря этому повышается общий технологический уровень производства в стране.
Особенности участия предприятия во внешнеэкономической деятельности
Предпосылкой ведения внешнеэкономической деятельности является международное разделение труда и специализация стран на производстве определенных видов товаров, работ, услуг. Зачастую предприятия имеют возможности для производства такого объема продукции, который является излишним для внутреннего потребления. Но для зарубежных рынков он оказывается как раз кстати, поэтому ряд предприятий изначально имеют экспортно-ориентированную составляющую в своей стратегии.
Предприятия могут вести внешнеэкономическую деятельность в рамках одной из следующих форм:
- внешнеторговая деятельность – организация обмена продукцией (товарами, работами, услугами);
- научно-техническое сотрудничество – выполнение научных исследований, осуществление технического обмена;
- международное инвестиционное сотрудничество – создание предприятий с участием иностранных инвесторов, организация международного лизинга и других форм объединений усилий финансового характера;
- международная производственная кооперация – предоставление лицензий, поставка производственных линий, организация совместного производства, заключение контрактов подряда и др.;
- валютно-финансовые и кредитные операции – возникновение взаимных финансовых обязательств, избегание потерь от изменения валютного курса и др.
В настоящее время широкое распространение получили особые формы внешнеэкономической деятельности предприятий. В частности, речь идет про участие в свободных экономических зонах, организацию офшорного бизнеса, организацию приграничной и онлайн торговли и др.
Кроме того, предприятия могут принимать участие во внешнеэкономической деятельности в разных ролях.
Во-первых, предприятия отличаются по характеру совершения ими внешнеторговых операций. По этому признаку выделяют экспортеров (реализуют свою продукцию заграницей), импортеров (приобретают необходимую продукцию заграницей) и специализированных посредников (брокеры, дилеры, агенты, дистрибьюторы, комиссионеры, консигнаторы, поверенные).
Во-вторых, в зависимости от профиля внешнеэкономической деятельности выделяют следующие категории предприятий:
- производители-экспортеры без посредников (например, совместные предприятия, производственные объединения и кооперативы, консорциумы, транспортные компании);
- организации-посредники (например, торговые дома, смешенные общества, отраслевые внешнеэкономические объединения);
- содействующие организации (например, международные неправительственные организации, ассоциации внешнеэкономического сотрудничества).
Организационные особенности управления внешнеэкономической деятельностью предприятия
Общее управление внешнеэкономической деятельностью предприятия (впрочем, как и другими его направлениями) осуществляют руководитель предприятия (директор, президент, глава, председатель и т.п.) и его уполномоченные заместители. Полномочия по осуществлению внешнеэкономической деятельности на предприятии распределены между несколькими функциональными структурными подразделениями, которые можно сгруппировать следующим образом:
- группа служб и отделов, которые осуществляют планирование (планово-экономический отдел, валютно-финансовый отдел, транспортный отдел, бухгалтерия внешнеэкономической деятельности и др.);
- группа отделов, которые непосредственно занимаются маркетингом (отдел конъюнктуры и цен, отдел рекламы и выставок, инженерно-технический отдел, отдел совместных предприятий и др.);
- группа отделов, которые обеспечивают принятие и исполнение управленческих решений (отдел развития, отдел кадров, административно-хозяйственный отдел, юридический отдел, канцелярия, отдел загранкомандировок, отдел автоматизированной системы управления и др.).
Создание такой разветвленной структуры управления внешнеэкономической деятельностью характерно для большинства предприятий, деятельность которых ориентирована на внешние рынки, независимо от принятых у них организационно-правовых форм. Организационные принципы управления внешнеэкономической деятельностью, как правило, отражаются в уставе предприятия, который выражает его ориентацию на международное сотрудничество.