Внешнеторговая деятельность
Внешнеторговая деятельность – это экономическая активность, связанная с осуществлением сделок купли-продажи между странами, крупными предпринимателями разной национальной принадлежности, международными организациями и объединениями стран.
Объектом сделок внешнеторговой деятельности могут выступать: имущество, товар, интеллектуальная собственность, информация, рабочая сила и другое. Движение благ из страны за рубеж называется экспортом. Закупка товаров и услуг из-за границы называется импортом. Обычно государство следит за тем, чтобы объем импорта не превышал объем экспорта, иначе страна попадает в зависимое положение от импортеров.
Выделяют следующие виды внешнеэкономической деятельности:
- Торговля.
- Производственное объединение.
- Инвестиционное сотрудничество.
- Финансово-кредитные и валютные операции.
Объединение компаний представляет собой форму сотрудничества, которое складывается вследствие технологического разделения труда. Инвестиции привлекаются для усиления производственной базы, расширения рынков сбыта и так далее. Все внешнеторговые сделки сопровождаются валютными расчетами. Это стало отдельной статьей доходов и средством формирования капитала.
Внешнеторговая деятельность страны обусловлена международным разделением труда. Она предполагает, что страны обладают преимуществом в производстве каких-либо благ. Производство считается выгодным, если цена создания единицы продукции будет ниже общемировой рыночной цены. Если же цена будет выше, то производство станет нерентабельным и стране выгоднее импортировать блага. Как результат, внешнеторговая деятельность способствует более эффективному использованию ресурсов, позволяет расширить рынки сбыта, занять более устойчивое положение на международном уровне.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Государство контролирует внешнеторговую деятельность с той целью, чтобы удержать баланс между импортом и экспортом. Это необходимо для того, чтобы страна не попала в импортозависимость. Внешнеторговая деятельность по сути своей является предпринимательской. Поэтому ее регулирование осуществляется следующими методами:
- Таможенно-тарифное регулирование.
- Нетарифные методы.
- Экспортный контроль.
- Введение монополии на экспорт определенных товаров.
- Антидемпинговые меры.
- Введение запретов на экспорт отдельных товарных групп.
Регулирование внешнеторговой деятельности должно отвечать ряду принципов. Государство защищает права и интересы собственных граждан, а также своих производителей, работающих на территории других государств. Меры внешнеторговых ограничений выбираются таким образом, чтобы не быть слишком обременительными для всех участников. Власти вводят любые изменения, следуя принципам гласности, обоснованности и объективности.
Каждое решение государства происходит в соответствии с необходимостью обеспечивать обороноспособность страны, экономическую и продовольственную безопасность. Излишнее вмешательство исключается. Существует право на обжалование в судебном порядке незаконных действий самих органов власти. Государственное регулирование придерживается единства правил для всех участников, а также единства применения методов управления.
Фритредерство и протекционизм
Государственное регулирование в области внешнеторговой деятельности может пойти по одному из двух путей:
- Свободная торговля с минимальным вмешательством государства.
- Протекционизм.
Если государственная власть придерживается принципа невмешательства во внешнеторговую деятельность, то речь идет о свободной торговле. Цены на товары и услуги устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Такой подход может быть оправдан для экономически развитых стран, которые предлагают уникальный товар. С практической точки зрения фритредерство означает низкие экспортно-импортные пошлины, отсутствие квот и субсидий. Обычно сторонниками данного подхода выступают либерально настроенные политические партии.
Кризисные явления последних лет привели к тому, что большинство стран ищет баланс между свободной торговлей и протекционизмом. То есть, с одной стороны они не хотят терять свое место в мировой экономики, с другой пытаются защитить своих внутренних производителей и национальную систему от внешнего влияния.
Политика протекционизма присуща развивающимся экономикам. Они не являются стабильными и могут негативным образом реагировать на любые изменения на мировом рынке. Поэтому власть пытается защитить собственных производителей. Если импорт идет из высокотехнологичных стран, то внутренний рынок просто не может соперничать с их уровнем, поэтому нарушаются процессы индустриализации.
Однако, протекционизм может быть оправданным решением для стран, где упор сделан на макроэкономическую стабильность. Залог экономического роста зависит от совокупного дохода, поэтому государство ограничивает ввоз импорта, чтобы поддержать внутреннее производство. Искусственно стимулируется потребность населения в товарах национальных компаний, что ведет к расширению объемов сбыта.
Однако, таможенные пошлины ведут к росту цен на импортные товары. Те потребности, которые внутренний рынок не способен удовлетворить в силу международного разделения труда, не могут быть восполнены и за счет импорта из-за высоких цен. Есть мнение, что протекционизм оказывает негативное влияние на экономику страны. Он ведет к отказу других стран сотрудничать, инвестировать в экономику, что в долгосрочном периоде является разрушительным для страны.