Сущность и функции трудового коллектива
Трудовой коллектив как объект управления - это относительно обособленная, оформленная организационным образом группа людей, объединяемых совместной деятельностью и подвергающихся управлению.
Члены коллектива, обладающие личными особенностями и чертами, являются его элементами. Для того, чтобы группа считалось коллективом, она должна удовлетворять ряду признаков:
- существование у всех ее членов общей цели. Формирование цели может происходить вследствие взаимовлияния индивидуальных целей членов коллектива или быть задана извне в соответствии с организационной миссией. Главное, чтобы цель была едина, совместна для всех,
- члены группы должны психологически признавать друг друга, отождествлять себя с группой. В основе такого отождествления лежат совместные идеалы, интересы, принципы,
- в процессе достижения совместной цели люди должны взаимодействовать. Результат такого взаимодействия порождает синергетический эффект, вследствие чего потенциал коллектива превышает сумму потенциалов его членов,
- на протяжении всего периода существования группы должно иметь место постоянство взаимодействия.
В жизни каждого члена трудового коллектива этот коллектив играет значительную роль. Он выполняет следующие функции по отношению к каждому человеку:
- вхождение в коллектив позволяет реализовать социальную потребность в принадлежности к группе. Человек нуждается в том, чтобы принадлежать к какой-либо группе, получать оценку и поддержку лиц, равных ему по квалификации,
- коллективы обеспечивают социализацию личности, усвоение или отрицание коллективных правил и нормы,
- для отдельных людей коллектив образует социальную среду существования. Работая в окружении других людей, человек вынужден приспосабливать к ним свои стремления, желания и интересы,
- группа позволяет обеспечить самореализацию личности. В коллективе стимулируется творческая активность многих людей, пробуждается стремление к самосовершенствованию, завоеванию превосходства.
Структура трудового коллектива
Коллектив является сложным социальным явлением. В рамках трудового коллектива предприятия или организации можно выделить разные типы структуры:
- административно-производственную,
- социальную,
- социально-психологическую.
Административно-производственная структура трудового коллектива представлена органами управления и торгово-производственными подразделениями. Эта структура является формальной для коллектива предприятия. Она предполагает, что функции, права и обязанности подразделений трудового коллектива и каждого отдельного работника определяются уставом организации, положениями и должностными инструкциями.
Социальная структура коллектива отражает состав работников по половозрастному, квалификационному и культурно-техническому признаку:
- половозрастная структура отражает соотношение сотрудников по полу и возрасту. Считается наиболее здоровой ситуация, когда в коллективе примерно одинаковое количество мужчин и женщин и сочетаются люди разного возраста,
- квалификационная структура характеризует качественные и количественные соотношения между различными группами работников: рабочими, служащими, специалистами, руководителями. Оптимальные соотношения зависят от специфики деятельности организации. Важно, чтобы они позволяли коллективу эффективно функционировать, достигать стоящих перед ним целей,
- культурно-технический уровень отражает соотношение сотрудников по уровню специального и общего образования, соответствие между уровнем образования и занимаемыми должностями, овладение работниками достижениями технического прогресса и знаниями по специальности.
Социально-психологическая структура коллектива является неформальной, внутренней структурой, базирующейся на определенных социально обусловленных ценностях, нормах и ожиданиях, разделяемых всеми участниками коллектива и принимающих форму непосредственных межличностных отношений.
Социальные психологи различают основной коллектив предприятия и его первичные коллективы.
Первичным коллективом называют наименьшую по численности, неделимую составную часть общего коллектива.
Первичный коллектив может рассматриваться как звено связи между отдельной личностью и основным коллективом. Члены первичных коллективов постоянно находятся в деловом и бытовом общении.
Формирование трудового коллектива
Поступая на работу, человек включается в систему отношений. Одновременно он занимает несколько позиций, играет социальные роли. Каждая позиция ассоциирована с совокупностью требований, правил поведения, норм, которые определяют социальную роль личности в коллективе как сотрудника, коллеги, руководителя, подчиненного. От лица, которое занимает каждую из позиций, ожидают соответствующего поведения.
Адаптация сотрудника в компании является многосторонним процессом его приспособления к условиям и содержанию трудовой деятельности, социальной среде, совершенствования деловых качеств. Этот процесс требует как от сотрудника, так и от коллектива взаимной заинтересованности и активности.
Обычно коллектив создается лидером. При этом необходимо соблюдение ряда правил:
- все члены группы должны понимать, каковы цели совместной работы,
- компетенции каждого человека должны быть известны остальным,
- требуется четкое распределение функций,
- организационная структура группы должна соответствовать цели и задачам,
- в группе должна развиваться самодисциплина, позволяющая эффективно использовать ресурсы и время,
- группа должна поддерживать своих членов, стимулировать формирование тесных взаимоотношений,
- члены группы должны задумываться над методами работы, стремиться их совершенствовать,
- в группе формируются открытые отношения, позволяющие ей преодолеть преграды на пути к повышению эффективности.